Barbie своими руками: тюменский мастер кукол рассказала о своей работе

Куклы «Барби» уже около 60 лет являются брендом. Сегодня это не просто игрушка: розовые образы вдохновляют творческих людей на создание фильмов, адаптаций, тематических вечеринок и handmade-товаров. Редакция Moi-portal.ru поговорила с Анной Булатовой — создательницей кукол ООАК, и узнала о том, как Барби становится основой для эксклюзивных образов.

Барби — уменьшительно-ласкательное имя от Барбары, так звали ребенка создательницы куклы Рут Хэндлер. Супруга основателя фирмы Mattel в 1959 году выпустила первую игрушку для своей дочери. К идее в компании Mattel и во всем мире отнеслись с недоверием: Барби, в отличие от остальных популярных в то время «пупсов», имела взрослые черты лица и фигуру.

Тем не менее, очень скоро игрушка обрела мировую популярность. Первоначальная миссия куклы — быть моделью. Дети, как и подразумевала Рут, создавали для Барби наряды и примеряли на нее бумажные образы. В 1960 году кукла начала «осваивать» другие профессии, а в 1961 году появился Кен.

Последние два года Барби-образы вновь стали трендом: гламур нулевых, розовые коллекции, стразы и блестки. Огромный ажиотаж на «кукольный стиль» возник и перед выходом фильма «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. В честь этого начали выходить различные коллаборации: бренды одежды создают розовые линейки, Xbox выпустили консоль со стразами, появился кукольный дом для аренды и много другое.

Помимо этого, вдохновение от Барби-культуры черпают и handmade-мастера. Работая в технике ООАК (One Of A Kind), они дают оригинальным куклам вторую жизнь: стирают им лицо, красят волосы и создают новые образы. Из фабричных одинаковых игрушек Барби превращается в индивидуальную фигурку. Тюменка Анна Булатова создает такие куклы уже десять лет. Мы поговорили с мастером и узнали, кто чаще интересуется ООАК, какие образы самые популярные и стал ли спрос на них больше после выхода фильма.

Магазин «Мадам Бу» и история ООАК

Анна рассказала, что ее магазин «Мадам Бу» появился после того, как она увидела первые Monster High и их переделанные ООАК-версии. До этого мастер также занималась творчеством:

«ООАК — это “единственные в своем роде” куклы. На их создание меня вдохновили работы других мастеров. Раньше занималась декупажем, делала украшения и реставрировала мебель».


Техника ООАК — очень трудоемкая. Сначала фабричной кукле нужно полностью стереть прошлый образ, а рисовка нового, по словам Анны, занимает от двух дней до одной-полутора недель. В качестве материалов для ООАК в основном используют акварель, высокопигментированные карандаши, пастель и закрепляющие лаки.

«Главное — все материалы должны быть очень высокого качества, чтобы нарисованное лицо не испортилось и не потускнело со временем, а также выдержало уход за куклой», — поделилась Анна.

Кроме Barbie, ООАК делают из Tonner, Monster High, Bratz и других игрушек.

«Совсем не для детей»

Изначально Барби была детской игрушкой, но со временем появились коллекционеры и среди взрослых. О самых дорогих Барби можно прочитать в нашем материале.

«Авторские куклы требуют бережного отношения, поэтому они совсем не для детей. Хотя изредка ООАК покупают заинтересованные родители. У меня был заказ на персонажей из мультипликационного сериала про семью Барби. Делала маму и второстепенного мужского персонажа. Ребенок, которому это все подарили, был счастлив», — поделилась Анна.



Средняя стоимость кукол ООАК в исполнении Анны Булатовой — от 12 до 15 тысяч рублей. При этом клиент может заказать у мастера  любой образ: лицо актера, близкого человека или любимого персонажа. Одежду для ООАК Анна заказывает.

Мастера такой, на первый взгляд детской, индустрии имеют свои взрослые проблемы. Анна отмечает, что реализовывать задуманное стало гораздо сложнее из-за нехватки времени и невозможности международного сотрудничества:

«В данный момент основные сложности — это проблемы со здоровьем, прекращение работы международных платежных систем и отсутствие почтового сообщения со многими странами. Но основной трудностью является то, что в сутках всего 24 часа. Физически не успеваю сделать все то, что задумала».

Как Барби-бум повлиял на ООАК

Вряд ли сегодня есть человек, которые не слышал про фильм с Марго Робби и Райаном Гослингом. Факт: в день премьеры «Барби» удалось заработать 22,3 млн долларов в США, то есть 1/4 бюджета. Учитывая, что ООАК — куклы больше для взрослых, их популярность перед выходом фильма практически не изменилась.


«Марго Робби я уже рисовала, новых заказов по этой теме пока не было. В целом, спрос на мои работы в связи с фильмом не вырос. Скорее, у коллекционеров появилось желание купить кукол по фильму, но сейчас это крайне затруднительно. Компания Mattel отлично взаимодействует с желаниями потребителей, франшиза очень популярна. Можно судить даже по огромному количеству выпущенной одежды для взрослых с символикой Barbie», — рассказала Анна.

В будущем Анна планирует работать с различными форматам, авторскими головами, осваивать новые технологии. В данный момент ее супруг осваивает 3D моделирование и печать, что позволит, по ее словам, создавать уникальные экземпляры.