Кирилл Султанов занимается кинематографом уже более десяти лет, однако интересовало его это направление всегда. Он с детства увлекался созданием своих историй, написанием книг и рассказов. Во время учебы в МАОУ СОШ №17 города Тюмени он с друзьями записывал любительские ролики, сериалы и репортажи. Однако потом это увлечение стало чем-то большим, и уже в десятом классе Кирилл принял участие в своем первом фестивале короткометражных работ — проекте «Ноль плюс».
Во время окончания учебы в Московской школе кино Кирилл представил комиссии свою дипломную работу под названием «Май нулевого». Короткометражный фильм побывал на многих кинофестивалях, в том числе заслужив награду на «Киношоке» в 2023 году и совсем недавно на «Шукшинском кинофестивале».
«Получился плавный переход от любительской и полупрофессиональной съемки до выхода на профессиональный проект».
Как вы готовились к съемкам своего первого фильма?
— В прошлом году у меня было несколько написанных сценариев полного метра, и с одним из них мне удалось запуститься. Подготовка длилась на протяжении нескольких месяцев, начиная с длительного кастинга. Мы выбирали референсы, снимали какие-то пробные кадры, чтобы посмотреть, каким у нас будет стиль фильма.
Поскольку проект было решено сделать черно-белым, на подготовку ушло много сил. В кинематографе недостаточно просто наложить одноименный фильтр. Необходимо, чтобы при подборе костюмов цвета были намного ярче, чем в цветном варианте. Это нужно для более ярких оттенков черного и белого.
Какие навыки нужны для работы в кинематографе? Как их развить?
— Они необходимы для того, чтобы разговаривать с людьми посредством языка референсов. Можно приводить в пример тот или иной фильм при съемке сцены. Необходимо и самому тренироваться, знать, какие есть приемы, элементы в съемочном процессе. Стрессоустойчивость нужна, потому что съемки — это очень тяжелый и нервный процесс. Тратится много сил и ресурсов для того, чтобы все прошло хорошо. Также необходимо уметь соединять творческий процесс и организационный, поэтому у режиссера должны быть достаточно развиты обе стороны вопроса.«Одними из главных навыков являются насмотренность и стрессоустойчивость».
Принимали ли вы ранее участие в съемках каких-либо проектов?
— Ранее мы работали над короткометражными фильмами «Ишим» (2021 г.) и «Май нулевого» (2023 г.). Это достаточно разные фильмы, потому что «Ишим» — это документальная история про родителей, а «Май нулевого» — это историческая работа про начало XXI века. Она очень яркая, там много цветов, пейзажей. Очень красивый и не похожий ни на что другое проект.
Это, наверное, большой плюс, потому что после каждого успешного проекта продюсеры и зрители ждут, что ты будешь делать что-то похожее. Например, после документального фильма ты будешь снимать еще в том же жанре или сохранишь ту же стилистику. Здесь интересно то, как автор может немного обманывать ожидания публики, а я хочу удивлять не только других, но и себя самого.
Откуда вам пришло вдохновение для сюжета?
— На самом деле сюжет формируется не сразу. У тебя появляются какие-то разрозненные мысли, образы, которые складываются во что-то одно. У меня был такой период в прошлом году во время застоя между проектами. Мне сильно захотелось что-то снять. Захотелось собрать друзей, актеров, молодых ребят и просто сделать что-то необычное.
Черно-белая оптика была выбрана как раз поэтому. Хотелось проявить свое бунтарство, чтобы оно отражало наше видение того мира, в котором живут главные герои. Соответственно, в черно-белом стиле тоже давно хотелось поработать, и мне показалось, что именно он необходим для этой истории. Интересным является и тот момент, что сейчас все больше кинематографистов работают в этом стиле, словно сейчас все подвержены одному общему настроению.
Как вам удалось собрать съемочную команду для производства фильма? Сколько времени заняли сами съемки?
— Со многими ребятами мы учились вместе в Московской школе кино, например, с оператором Димой Зориным, художниками-постановщиками Яной Афанасьевой и Кариной Дзебиевой, а также с исполнительным продюсером Андреем Жарским. Каждый из них приглашал кого-то еще стать частью проекта. Таким образом собралась команда доверенных людей. Очень дружная молодая заряженная компания.
Сами съемки заняли 18 дней. Однако, если учитывать все перерывы, то весь процесс длился несколько месяцев. Одной из трудностей стала зима. Было очень холодно и, с одной стороны, у нас были красивые натурные локации со снегопадом, а с другой, группе было тяжело работать в таких погодных условиях. В один момент из-за низкой температуры у нас прорвало трубы на первом этаже дома. Также у нас была сцена, которую мы снимали на крыше конюшни. Пришлось утеплять всю группу, ставить генераторы, однако все равно было холодно. Все, кто смотрят фильм, говорят нам о том, что это чувствуется.
Как набирался каст?
— Микита Воронов (сериал «Ольга») и Тина Стойилкович (сериал «Оффлайн») снимались еще в моем дипломном проекте. Что касается Марка Эдельштейна (фильм «Сто лет тому вперед»), то это друг Микиты, а Кирилл Кяро (сериал «Ликвидация») играл главную роль в предыдущем фильме нашего продюсера Екатерины Голубевой-Польди — «Правда». Остальных актеров искала наш кастинг-директор Диана Машьянова. Это был ее первый опыт в кино, и она проделала отличную работу. Нашла новые молодые лица — ребят, у которых большое будущее в кино, но о них еще мало кто знает.
Актеры очень хотели сниматься, потому что им всем нравился сценарий. Они понимали, что это действительно творческая история, потому что даже Кирилл Кяро отметил, что у нас на съемках он встретил реальную атмосферу творчества.
«Он сказал, что мы снимаем не для того, чтобы снять, а чтобы получить результат. У нас действительно классная команда и энергия».
Какие отзывы вы получили после премьеры фильма на кинофестивале «Окно в Европу»?
— Наш фильм вошел во все топы лучших работ фестиваля, которые были составлены критиками. Однако, конечно, если смотреть детально, то отзывы были очень полярные. Одни люди сильно восторгались и говорили, что это крутая работа, какой-то новый уровень кино. Другие — называли проект пустышкой и ерундой. Нам действительно удалось разделить мнение критиков. Первые реакции прошли, и те же самые люди стали отмечать какие-то плюсы. В итоге получилось, что все сходятся во мнении, что было снято что-то интересное.
Мы не знаем, как сейчас сложится судьба всех актеров и тех, кто работал над созданием фильма, однако хотелось бы, чтобы он остался в истории. Пусть в каких-то отдельных списках особых любителей кино, но мне хочется, чтобы кто-то о нем знал, помнил и пересматривал в течение многих лет.«Различные споры вызывают сценарий и сюжет, но мне кажется, что это признак хорошего кино — оно не оставляет равнодушным, а вызывает полярную реакцию и дискуссии».
У нас на самом деле были пессимистичные настроения в день награждения. Мы ни на что не надеялись, однако нам удалось получить спецприз жюри фестиваля в номинации «Актерский ансамбль завтрашнего дня» — третий по значимости приз события. Это большая заслуга как актеров, так и всех участников процесса, включая кастинг-директора Диану Машьянову, художника по костюмам Лену Звереву, а также генерального продюсера Екатерину Голубеву-Польди, которая организовала весь процесс.
Если бы вы вернулись в прошлое, о чем вы бы хотели рассказать самому себе?
— Я бы себе сказал, — и мне на самом деле это говорили, просто я к этому не прислушивался, — критика бывает разная, и фильм не может нравиться всем. До этого у меня не было негативных реакций на работы. Я всегда побеждал, занимал первые места и уже привык к такому. Здесь для меня был такой большой шок, что фильм может кому-то не нравится и это нормально.
Люди подходили ко мне на следующий день после показа и говорили, что все нормально. Да, кому-то не понравилось, но о фильме говорят. Я просил дать мне это пережить и пройти через это. Сейчас сразу же начался другой проект, поэтому мне не до отзывов. Уже не читаешь их так судорожно, а просто делаешь свое дело и надеешься на то, что это кому-то нужно, кому-то понравится, пусть одному человеку, но все равно это все было не зря.
«Кино снимается не для того, чтобы всем нравиться. Это искусство, а не деньги».
Какие у вас планы на будущее?
— Я пока не могу рассказывать официально о своем новом проекте. В этот раз я попробую себя немного в новой роли. Я ставлю себе новые задачи, большие вызовы и это очень интересно. Параллельно я сейчас работаю над запуском сериала, который называется «Либерти». Уже написан пилот, и мы ищем платформу, на которой будет выходить этот сериал. Проект реализуется с Екатериной Голубевой-Польди из кинокомпании «Смена».
Какой совет вы можете дать молодым режиссерам?
— Нужно идти и делать. У меня в прошлом году было три сценария и один полный метр — из них только один выстрелил. Если бы я сдался или работал только над одним проектом, то ничего не получилось бы.
Нужно постоянно работать, работать и работать. Здесь действительно важна практика, а если, например, после окончания киношколы просто сидеть и ждать, что к тебе будут подходить и говорить: «Пойдем с нами», — то ничего не произойдет. Ты должен постоянно что-то пробовать. Если сейчас тебе не дают, например, деньги, то возьми свой телефон и придумай, что можно снять на него.
Этот внутренний огонь должен разжигать человек внутри себя сам, иначе легко погаснуть, сгореть. Киноиндустрия очень жестока. У нее есть свои правила и в нее просто так не пускают людей. Снимать большое кино — это большая привилегия. Ты должен соответствовать тому, чтобы иметь возможность снимать кино, а для этого необходимо очень много работать над собой и над своими проектами.
«Самое главное — это настойчивость, работа и упорство».
Фотографии в материале предоставлены Кириллом Султановым