18 февраля в 13.30 в Читальном зале ТГАКИСТ (ул. Республики, 19; ауд. 109) состится презентация выставки «Время танго».
В аргентинском искусстве, архитектуре, литературе и образе жизни ощущается связь с Европой. Взаимовлияние культур особенно заметно в литературе. Среди аргентинских писателей мирового класса — Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Адольфо Биой Касарес,Эрнесто Сабато, Мануэль Пуиг, Освальдо Сориано, Андахази Федерико. Поскольку многие аргентинцы получают образование в Европе, именно в Буэнос-Айресе заметны европейские тенденции в искусстве, музыке, архитектуре.
Но есть уникальное явление, которое стало символом Аргентины и музыкальным образом эпохи – танго. В конце XIX века в столицу Аргентинской Республики Буэнос-Айрес идет мощный поток эмигрантов из Европы в поисках денег. Они селятся в предместьях портового города, смешиваясь с беглыми матросами и каторжанами. Вместе этот пестрый люд и составляет население окраины города, так называемую «орилью», которая противопоставляет себя благополучным центральным кварталам.
Самым «представительным» заведением «орильи» становится притон, где всем руководят и заправляют содержательница заведения – мадам и сутенер. Отвергнутая обществом окраина все больше начинает замыкаться в себе: у нее появляется свой язык, своя манера держаться, одеваться, своя музыка и танец – танго. Танго, откровенное и дерзкое, все смелее утверждает себя как вызов окраины центральным кварталам города, как оружие, которым можно атаковать этот враждебный город с его псевдоценностями.
Танго, каким оно появляется в портовых притонах и тавернах, является сплавом нескольких танцевальных форм: испанской хабанеры, андалузского фандангои креольской милонги. Не обходится и без влияния негритянского кандомбе– ведь недаром само слово «танго», по многим версиям, происходит от «тамбо» – африканского барабана, под который исполнялись ритуальные пляски. У хабанеры этот танец взял сомнамбулическое слияние тел, у милонги – прихотливое переплетение ног, у фанданго – ослепительное головокружение и, наконец, у кандомбе – двойной притоп, вторивший ударам африканского барабана.
Житель «орильи» обучался движениям танго у сутенера. Вначале мужчины танцевали поодиночке или друг с другом, убивая, таким образом, время ожидания «своей очереди» в домах свиданий. Но танго это еще было и музыкой, звучащей в маленьких кафе, которые держали, как правило, женщины, и в пивных барах, куда доступ был открыт только мужчинам.
Позже и женщины в притонах приобщились к танго, и танцевали его с клиентами, среди которых все чаще стали появляться горожане, тайком прокравшиеся в злачную «орилью».
В 1911 году в Париж попадают ноты и тексты танго Энрике Сабаридо«Ла Мороча». Песня-танец производит здесь настоящий фурор. Танго танцуют в аристократических салонах Англии, Испании и России. Европейское признание придает ему печать пристойности и благородства. Аргентинскому высшему обществу ничего не остается, как последовать примеру Старого Света.
Пришедший к власти в 1946 году Хуан Перрон всячески поощрял народную массовую культуру, в том числе и танго, для которого наступили дни небывалого подъема. Новая эпоха началась для танго с именем и творчеством Астора Пьяццолы, музыканта, играющего на бандонеоне, композитора более ста мелодий танго, руководителя легендарного Октета Буэнос-Айреса. Его танго – это идеальный, искренний звук, который так же сильно отображает воздух Буэнос-Айреса, как музыка Чайковского – Москву. Астор стал известен всему миру. Великий тангист провел последние годы своей жизни, работая с симфоническими оркестрами и струнными квартетами.
Последнее десятилетие XX века, разбудило большой интерес к аргентинскому танго во всем мире. В Лондоне вы можете танцевать танго каждый вечер; в маленьких городках Голландии, Германии и даже Финляндии вечера танго проводятся ночь за ночью, вечер за вечером… Танго-шоу играют на сценах Бродвея, в Париже, Лондоне, Берлине и Токио.
Танго танцуют герои десятков фильмов: «Уроки танго», «Танго», «В джазе только девушки», «Последнее танго в Париже», «Танго Либре», «Эвита», «Мулен Руж», «Чикаго», «Счастливы вместе», Остап Бендер («Двенадцать стульев») и др. Широко известен балет «Mozart-Tango» Мориса Бежара.
Аргентинское танго исполняет единственный в Тюменском регионе ансамбль Bandoneon Band:
Иван Вершинин, (выпускник ТГАКИиСТ, лауреат всероссийского и межрегиональных конкурсов) – бандонеон,аккордеон. Сергей Пустуев(лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей) – гитара. Дмитрий Куприянов– контрабас.
Бандонеон, разновидность гармони, – национальный символ Аргентины. Назван по имени немца Генриха Банда, который изобрел этот инструмент, завезенный в Аргентину матросами. Бандонеон появляется в танговых ансамблях только в начале XX века и сразу занимает доминирующее положение. Его надтреснутый тембр как нельзя лучше передает суть этого танца. Его пронзительно-щемящее звучание навсегда стало неотъемлемым оттенком этого жанра.
В исполнении коллектива можно услышать классическое аргентинское танго, знаменитые произведения Астора Пьяццоллы, самобытные авторские аранжировки известных произведений советского танго, танго – саундтреки к известным фильмам и многое, многое другое.
В рамках презентации выставки:
–ансамбль Bandoneon Band;
– рассказ о бандонеоне от Ивана Вершинина;
– фрагменты из фильмов и балетных спектаклей;
– книги аргентинских писателей.
Приглашаем послушать мелодии танго и разделить восхищение этим страстным, чувствительным и медитативным, меланхоличным и веселым, этим аргентинским танцем – ТАНГО!