На «Фабрике снов» танцуют все!

Говорят, что танец – тайный язык души, диалект, который мы никогда не учили, но все же он нам понятен, благодаря мастерству носителей – танцоров.

А что если усложнить задачу и поставить спектакль, основываясь только на хореографии?

Уличный театральный проект «Фабрика снов» театра «Мимикрия» и телеканала «Тюменское время» собирает горожан исключительно по субботам. В этот раз тюменцев ждали во дворе Гимназии № 5, а фоном для импровизированной сцены стала одна из хозяйственных построек учреждения, более известная как дом-книга. Пару лет назад художники Тюмени превратили серое здание в разноцветную книжную полку шедевров отечественной литературы.

Что общего у книги и танца? Оба вышеназванных – отличные способы для передачи сообщения, мысли. Причем последний – более древний, ведь люди овладели движением быстрее, чем словом. Но, как ни крути, все увиденное, услышанное и прочувствованное всегда пытаются как-то назвать. Хореографический вечер «Фабрики снов» как раз практически не предполагал слов. Каждый спектакль предварялся лишь небольшим пояснением, которое настраивало зрителей на нужный лад.

Федерация уличного танца M.A.F.I.A открыла программу хип-хоп размышлением под названием «В погоне за счастьем». Танцоры выбрали одну из вечных тем. В формате перфоманс-разговора они показывают сам процесс поиска «неуловимого Эльдорадо». На языке современного хип-хопа танцоры иллюстрируют грани взаимоотношений: вот за девушкой ухаживают двое, а она все никак не может выбрать, а вот женская троица всеми доступными средствами обольщают своих избранников. Девушки вроде бы двигаются абсолютно синхронно, только в итоге одна пара остается вместе, другие влюбленные в прямом смысле «меняются стульями», а третий тандем и вовсе распадается. В понятности истории сомневаться трудно: танец в стиле хип-хоп накален от эмоций. Юношеский максимализм разлетается легким дурманом по воздуху, ибо в каждой истории пылкость героев подсказывает «все или ничего».

В целом зрители довольно внимательно следят за происходящим, а позади меня актеры других молодежных театров ведут бурные обсуждения в духе «ага, ну эти разбежались, я поняла» и «я всегда говорил, что у танцоров проблемы с драматургией». В это время на сцене начинают бороться за место под солнцем. Все помнят игру в «стульчик»? Детская развлечение, где победителями становятся самые быстрые и хитрые. Ребята из M.A.F.I.A неслучайно выбрали именно такую метафору. Наблюдение за тем, как танцоры по очереди то теряют желаемое место, то вновь его себе выбивают, наталкивают на одну мысль. Мы всю жизнь играем в «стульчик»: найдя место, которое нам кажется раем, ищем слабое звено, чтобы занять его место. И если это утверждение не про вас, то это вовсе не означает, что другие так не поступают. Эпиграфом к спектаклю стала цитата французского философа Жюльена де Ламетри – «Счастье приумножается от того, что им делишься с другими». В финале танцоры показывают, что под ногами может и не быть устойчивой почвы. Можно и опасно балансировать, стоя на складном стуле, если тебе есть на кого опереться.

Как и на любом празднике в перерывах не обходится без интерактива: зрители участвовали в танцевальных батлах и соревновались по количеству сделанных «группи» (технология та же, что и у «селфи») за минуту. Горожане успевали и перекусить в «мобильных» ресторанах: в меню были хот-доги Nathan's, кофе и прохладительные напитки от кофейни «ДаблБи». Подкрепиться можно и «духовно»: полистать что-нибудь необычное у прилавка независимого книжного магазина «Никто не спит».

Если предыдущая команда использовала складные стулья в танце, то девушки из театра танцевальных форм «Контраст» на сцене пользовались одним лишь языком тела. Их не стесняло ничего: на них – черные платья-накидки с глубокими разрезами до начала линии бедер, в движениях – искренность, которая не предполагает постоянной улыбки. Девушки под руководством Александра Шипицина показывали социальную исповедь с названием «Настоящие». С помощью основных выразительных средств перфоманса – синтеза современного танца, пластической импровизации и эксперимента с пространством танцоры рассказывали истории о современном обществе. О мире, в котором люди лишены встреч, объятий, прогулок. О реальности, в которой жажда прикосновений и душевной близости становится настолько острой, что её лучше скрывать. О ней не принято говорить, но многие её испытывают. Искусство с маркировкой «социальное» смотреть всегда тяжело: нам будто в зеркале показывают то, что так тщательно скрываем. Движения не лгут: они резки и болезнен изогнуты. Голод тактильный делает девушек на сцене похожими на животных: сначала они забивают в угол, а затем нападают на другого. И в момент искреннего контакта с «другим» маска спадает на считанные мгновения. Только ощутив близость, жизнь, в лице других танцовщиц, старается их разлучить: девушки долгое время рвутся друг к другу с разных концов площадки.

На протяжении всего спектакля зритель видит несколько историй о краткой душевной близости и дальнейшей агонии без неё. В какой-то момент беспросветность находит свой предел и как по щелчку с девушками происходит метаморфоза: они возрождаются из царства одиночества, как фениксы. Их пластика горит от непривычного ощущения любви к себе и этому миру. Социальная исповедь «Настоящие» задает вопросы, на которые зритель уже сам ищет ответы. Все в лучших традициях искусства современного «А ты спровоцируй меня, чтобы я задумался».

В хореографической мастерской Александры Балецкой утверждают, что внутри у каждого из нас скрывается целый фонтан красок. Правда, зачастую забываем об этом. И как все упомнить? Надо же постоянно куда-то бежать, бежать, бежать… «Где кончается улица…» – именно так называется спектакль. Место действия – обычный город, где историю передается от лица множества девушек. На них легкие платья в пол всех возможных цветов. Сначала они излучают умиротворение, а музыка, которая вполне подходит для вальса – им в помощь. Только зачем-то девушки постоянно поправляют прическу: волосы у всех забраны в хвост, и они его постоянно подтягивают. Но что же начинает происходить, когда некоторые из них распускают, как говорили в старину, власы! Героини словно сбрасывают оковы и становятся похожими на нимф Древней Греции. Телом они все еще в городе, а душой ... там, где каждая из них хочет быть на самом деле. Одна бежит к волнам и скачет по соленой воде, только заслышав крик чаек, другая же с трепетом гладит кору дерева где-то в лесу. В рассказе о поиске внутренней свободы не обойтись и без конфликта: «беглянок» коллективно принуждают быть как все.

Музыка в спектакле играет далеко не последнюю роль. Классика, звуки природы, женская и мужская городская лирика помогают мгновенно переключиться на нужную «волну». Говорят, что хореографические спектакли сложно понять. И неудивительно, ведь зритель привык ориентироваться на слово, интерактив или в лучшем случае пантомиму. А танец – это шифр, а дешифровщик есть у каждого из нас – это наше тело, всех возможностей которого зачастую и не знаем. Если театр традиционный говорит с нашим разумом и чувствами, пластический – с сердцем, то хореография вскрывает ранее неизведанное. Может, поэтому так танец притягателен? Как и девушки на сцене, которые в финале спектакля вскрывают «ящик Пандоры», в котором находится не просто темно-пурпурная краска холи, а подлинная первобытная радость. Африканские барабаны и соответствующие им движения сначала пробуждают каждую из них, а затем они стремятся разбудить и всех зрителей. Начиная от сцены, мелом обрисовывают круг вокруг себя и рисуют следующую ступень, чтобы сделать шаг на встречу. Со стороны с замиранием наблюдаю за тем, как вкрадчиво, но решительно танцовщицы рушат стену между собой и зрителем. Они запускают игру в толпу, танцуют со всеми, кто протягивает им руки. Вы помните, как выглядит радуга? На мгновение показалось, что с неба она спустилась во двор Гимназии №5. Радуга - в лице девушек, которые исполняют танец, как выразилась одна из зрительниц, «так по-женски».

Напомню, то «Фабрика снов» на этом не заканчивается»! В следующую субботу, 23 июля в рамках проекта пройдет экстрим вечер. На парковке Круглой бани (Ленина, 3) выступят Цирк-студии «Икар» и театр огня «СЕМАРГЛ». Начало в 21:00. А 30 июля в Парке «Комсомольский» состоится XI международный фестиваль уличных театров «Сны улиц».

Хотите узнать больше? Заходите в официальную группу молодежных театров Тюмени 

Материал подготовила Дарья Вехтева

Фотографии Владимир Чебалдин

Оцените материал: