В Тюменском музее изобразительных искусств представили барельеф Евгения Кроллау

Секция «Искусствоведение» на XX Всероссийской научно-практической конференции «Словцовские чтения» началась не с докладов, как остальные заседания, а с домашнего мероприятия: на втором этаже музея изобразительных искусств презентовали барельеф Евгению Кроллау, основателю картинной галереи в нашем городе, той самой, из которой вырос ТМИИ, собирателю коллекции русской живописи.

Как рассказала старший научный сотрудник отдела искусства XX века музея, доктор искусствоведческих наук Наталья Сезева, этого события люди увлеченные ждали давно. Еще десять лет назад, оформляя выставку Николая Распопова, Наталья Ивановна узнала, что прославленный скульптор не просто встречался с Кроллау, а даже тесно дружил с ним, работал под его крылом. И Сезева, и Распопов, не сговариваясь, загорелись идеей создать барельеф памяти учителя – к счастью, в ТМИИ сохранился солидный иллюстративный материал о Евгении Константиновиче. 

Родилось «посвящение» не с первой попытки… Но в том варианте, который показали зрителям, скульптор все же «схватил» энергичный, страстный, глубокий характер основателя галереи. 

Над барельефом «очень редкому, очень умному человеку» скульптор Николай Распопов работал с радостью и душой:
– Он прекрасно разбирался в искусстве – знания не поверхностные – это сыграло большую роль и в моем становлении как мастера. Познакомились, когда мне было лет 25. Как у Чапаева, «академиев я не кончал», но очень хотел творить. Кроллау помог мне!
...28 сентября 1956 года в Министерстве культуры РСФСР подписали приказ об организации в Тюмени областной картинной галереи. Через год она распахнула свои двери для посетителей, но еще прежде – в августе – руководить новым учреждением из Репинского института (искусствоведческое отделение) приехал Евгений Кроллау. Ему предлагали для старта в профессию пригороды Ленинграда, но молодой специалист заявил, что желает отправиться туда, где нужно начинать с нуля. 

– Евгений Константинович возглавлял галерею с 1957-го по начало 1961-го года и за это небольшое время сделал столько, что пока никто не смог повторить его успех и масштаб работы! – отметила Наталья Сезева. – Это был музейщик универсального дарования: он собирал коллекции, учитывал предметы, изучал их, привозил произведения искусства из частных коллекций Ленинграда, читал до двухсот лекций в год… Перед отъездом из Тюмени успел издать первый в истории Тюменской картинной галереи каталог русской живописи. 

После провинции Кроллау стал главным хранителем Государственного Русского музея, хранителем Исторического музея, заместителем директора реставрационных мастерских имени Грабаря. Последние годы являлся крупнейшим специалистом в области музейных технологий, отечественного и зарубежного арт-рынка. Он много где побывал, но именно профессиональные шаги в городе на Туре называл самыми счастливыми.
Добавим, что повесят барельеф у входа в зал русского искусства и, как пообещала Сезева, в честь Кроллау проведут специальные «Искусствоведческие чтения».

Источник: Тюменская область сегодня
Оцените материал: