В Нефтегазе смотрят научно-популярное кино

В седьмом корпусе ТюмГНГУ состоялось открытие Дней научного кино. На предпоказе студенты увидели первый фильм программы – «Страсти по частицам».

Актовый зал нового корпуса Нефтегаза вместил всех желающих узнать больше о науке. Организаторы рассказали подробнее о ФАНК (Фестиваль Актуального Научного Кино). По словам программного директора фестиваля Ирины Белых, они провели показы более чем в десяти городах России. В общей сложности организовали более ста событий, связанных с научным кино. Кроме того, ФАНК «дружит» с аналогичными фестивалями за рубежом в США, Франции, Иране. Директор фестиваля ФАНК Екатерина Хаустова отметила, что Дни научного кино являются экспериментом, так как ранее ничего подобного они не делали. Как итог, в течение трёх месяцев (октябрь-декабрь) в 63 городах России, в 120 ВУЗах состоятся бесплатные показы научного кино. В Тюмени фестиваль поддержали ТюмГНГУ, ТюмГУ и ТюмГАСУ.

Как рассказывают организаторы, особенностью является система, при которой студенты из ВУЗа могут выбрать те фильмы, которые их наиболее заинтересовали: «Мы со своей стороны передаём конструктор «сделай сам»: каталог фильмов, макеты, технические инструкции и даже ролики с записью крупных учёных, известных экспертов, которые комментируют наши фильмы и помогают настроиться».

Создатели фестиваля напомнили о том, что масштабное мероприятие невозможно воплотить без поддержки, поэтому выразили благодарность Министерству Образования и Науки РФ, ТюмГНГУ, ООО «СИБУР» и Русскому географическому обществу.

Ирина Белых подробнее рассказала о фильме, который студенты ТюмГНГУ сами отобрали для предпоказа. «Страсти по частицам» (Particle fever) — фильм о шести выдающихся учёных нашего времени, которые работали над запуском Большого адронного коллайдера – самого важного и дорого эксперимента за всю человеческую историю. 100 тысяч учёных из 100 стран трудились сообща, чтобы воссоздать большой взрыв и разгадать тайны Вселенной. Также Ирина Белых отметила, что они «немного поиграли с названием: с английского языка его можно было перевести иначе, но выбрали именно такой перевод, потому что в фильме действительно очень много страсти к науке. Его снял режиссёр (Марк Левинс) с очень серьёзным научным бэкграундом: он обладает докторской степенью по физике. Когда он попал в ЦЕРН, он прекрасно знал, как разговаривать с учёными, он ловил именно моменты страсти, эмоций и это невероятно увлекательное зрелище»

И после просмотра фильма могу с уверенностью сказать, что Марк Левинс как режиссёр и Уолтер Мерч как монтажёр сделали казалось бы невозможное. У них получилось передать опасения и радости учёных, которые скрываются за заумными, для обывателя, концепциями, формулами и терминами.

Явное достоинство научно-популярных фильмов – наглядность. Любая даже архисложная идея становится доступной, если снабдить её красочными анимированными графиками и иллюстрациями. Чем ещё хорошо документальное кино, так это тем, что здесь нет так называемых «спойлеров»: все вроде бы в курсе, что физики открыли что-то там грандиозное. И думаю только посмотрев этот фильм можно, наконец-то, понять в чём соль. Смысл в том, что физики готовы потратить десятилетия в ожидании истины или на путь её поиска. Представьте себе, что вы пятнадцать, тридцать, сорок лёт живёте в ожидании ответа на вопрос «Прав ли я?». Мне это сделать сложно, а авторы теорий и концепций в различных областях физики так и живут. Фильм о людях, по-настоящему увлеченных делом, которое они считают величайшим открытием и или провалом в истории науки.

Знаете, сюжет напоминает танцевальную мелодраму, где главные герои либо станут победителями, либо останутся ни с чем. Только вот разница в глобальности темы и миллиардах долларов, потраченных на проект в ЦЕРН. В фильме есть занятный момент, где один из физиков честно, и не без доли юмора, отвечает на вопрос об экономической выгоде открытия бозона Хиггса или «частица бога». Да он понятия не имеет какая может быть финансовая выгода и будет ли она вообще. Он весьма верно отметил, что когда дело касается науки, то сложно говорить о сиюминутном или каком-либо прогнозируемом доходе. К примеру, когда открыли радиоволны никто и не знал насколько они смогут стать полезными в будущем. И кстати, именно в лабораториях ЦЕРН придумали Интернет, просто потому что физикам из разных стран было удобнее таким образом обмениваться данными исследований. Итак, «Страсти по частицам» фильм, где физики иногда умеют и отдохнуть, и порадоваться своему успеху от всей души.

Напомню, что Дни научного кино пройдут в трёх ВУЗах Тюмени. В ТюмГНГУ основные фестивальные показы пройдут с 9 по 13 ноября, в актовом зале главного корпуса университета (ул. Володарского, 38, 5 этаж). Начало сеансов в 16.00. Для демонстрации отобраны фильмы: «Охотники за ураном. Красноярское дело геологов», «Принтер будущего», «Плато Путорана. Неприступная красота», «Сахалин», «Земля Франца — Иосифа. Архипелаг тающей мерзлоты». В ТюмГУ 5 ноября также покажут «Страсти по частицам». Показ состоится в 16:00 в Белом зале ТюмГУ (Володарского 6). Также студенты ТюмГУ смогут увидеть фильм «Давид против Голифафа», который расскажет о мировой проблеме загрязнения воды. Показ состоится 11 ноября в 16:00 в Дворце спорта и творчества «Пионер». В ТюмГАСУ уже состоялся первый показ, а ещё два фильма «Планета» и «Создатель» покажут в ноябре.

Материал подготовила Дарья Вехтева.