Елена Фролова: о связи хоровода и «цыганочки» с авторской песней

В рамках XII межрегионального фестиваля авторской песни «Зимний Бардовский в Тюмени» состоялся мастер-класс Елены Фроловой.

В рамках XII межрегионального фестиваля авторской песни «Зимний Бардовский в Тюмени» состоялся мастер-класс Елены Фроловой.Одна из самых известных исполнительниц авторской песни, композитор, актриса театра Е. Камбуровой, Елена Фролова встретилась с тюменцами во Дворце «Пионер».Елена – автор и исполнитель песен на стихи русских и зарубежных поэтов и на свои собственные. В репертуаре также романсы, русские народные песни, духовный стих. В качестве звуковой иллюстрации Фролова включала видеофрагменты, чтобы показать, как звучит тот или иной инструмент: древний вариант гуслей из Африки, воссозданная древнегреческая лира, гусли из Суздали. Певица, аккомпанируя себе на гуслях и шестиструнной гитаре, исполнила романсы на стихи Марины Цветаевой, Булата Окуджавы («Грузинская песня»), хороводные песни. Прозвучали и плачи: еврейский (известный со времен Ветхого Завета) и испанский (вольный перевод фольклорной песни, которую знаем благодаря фильму «Фрида») и, конечно же, не обошлось без цыганского романса знаменитого на весь мир – «Очи чёрные».Её пронзительную манеру исполнения можно смело назвать квинтэссенцией исконно-русской печали. Слушая Елену вживую, понимаешь, что авторская песня не умерла вместе с её отцами-основателями. О фольклореДля меня, как и для многих из нас, «народное» пришло из книги. Сказочно-песенное начало положил именно Пушкин. Хотя Пушкин и фольклор, так же как и Цветаева, очень далеки друг от друга: все фольклорные истории, услышанные ими в детстве от нянь, они преобразовали по-своему. Историк Василий Ключевский говорил, что Пётр I «прорыл ров между народом и высшими классами», а Пушкин превратил его в пропасть, потому что создал нечто, что к народу уже никакого отношения не имеет.О хороводеЧто такое хоровод, думаю, известно каждому человеку. Имею в виду не древние, а общие хороводы, которые мы можем вести со своими детьми «В лесу родилась ёлочка», «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Во всяком случае, ребёнку хочется привить чувство единства именно через них. Удивительно, что эти вещи всё-таки сохранились, потому что можно снять «почву», но «корни» всё-таки сложно совсем прибить.Хоровод ­– одно из самых древних действ, которые мы знаем. Сейчас нам сложно представить, как можно с чужими людьми взяться за руки и начать танцевать. Теперь хоровод чаще всего происходит за столом: передают гитару по кругу. И, как ни странно, первая литургия при Христе тоже происходила именно в хороводе. Вообще у древних греков не было разницы между танцем, словом и музыкой – все это происходило одновременно. О русско-цыганском романсеЦыгане оказали сильное влияние на русский романс, начиная с 18-ого века, когда осели у нас. Благодаря им появилась новая песенная нота, особая интонация. Те романсовые песни, которые я слушаю и пою, все связаны с какой-то общей сердечной волной. Фольклор какого-либо народа сложно слушать без переводчика, без понимания менталитета, а песенная история понятна всем и без знания слов, потому что есть общий интонационный посыл. Как говорила Марина Цветаева: «Интонация – это самые большие слова». Цыганская интонация объединяется в современный мировой романс: речь не только о голосе исполнителя, но и об интонации самой песни.С цыганщиной боролись всегда, но особенно сильно стали подавляться цыганские мотивы после Октябрьской революции. Тем менее цыганочка отразилась на авторской песне. Творчество Михаила Анчарова и Владимира Высоцкого – это все «цыганочка». Как правило, это самые сокровенные вещи. Неудивительно, что цыганщина так прижилась в нашей культуре за 200 лет. В русской фольклорной традиции помимо частушек, есть и отдельный жанр – страдания.Когда путешествую, люблю ходить в музеи музыкальных инструментов: в Бельгии и Париже роскошные коллекции. В лучшем случае от русских есть балалайка, гусли я нигде не видела. Даже предлагала привезти этот инструмент для музея. Но для них русская песня – это цыганская. «Очи чёрные» ­– вот что поют в русских ресторанах в Париже.О гуслях и гитареРомансовая песня развлекала аристократическую часть страны: поели и в качестве досуга послушали романс. А фольклор – это практически все рабочие песни с малой частью лирики для себя. В основном это были песни в помощь: для работы или обращения к ангелам-хранителям. Возможно, поэтому у этих инструментов были разные прародители: у гуслей – рабочий лук (как в одном из африканских племён), у гитары – древнегреческая лира.О ЦветаевойАндрей Белый, уже будучи за границей, благословил русскую поэзию в лице Марины Цветаевой: все еще стихотворения очень хорошо ложатся на мелодию, хорошо поются. Он сказал, что будущее русской традиции в песенном начале, в мелодии. И был абсолютно прав, потому что появилась авторская песня и музыка, и поэзия не ушли в белый стих, как во Франции и Англии. В свою очередь, мы не ушли от рифмы, наверное, для нас это нечто сакральное.О хороводе в авторской песне«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – абсолютно хороводная вещь, которую можно даже танцевать за столом, не ставая со стула. И вот после всех перипетий 20 века хоровод пришёл к тихому и внутренне-светлому состоянию. Нас собирает воедино окуджавская интонация, и благодаря смешению не только русской, но и армянской и грузинской кровей, появилась самая народная песня – «Грузинская».Материал подготовила Дарья Вехтева Автор фото: Сергей Пономарев


Оцените материал: