Сотрудник Русского музея Олеся Туркина о искусстве, котах и ангеле истории

В четверг, 7 декабря, в музейном комплексе им. И. Я. Словцова состоялась лекция с ведущим научным сотрудником отдела новейших течений Русского музея Олесей Туркиной. Встреча организована в рамках образовательной программы специального проекта «Работа никогда не завершается» 4-й Уральской индустриальной биеннале.


На лекции Олеся Владимировна рассказала о том, как происходит диалог между искусством разных эпох, какое влияние классическое творчество оказывает на современное искусство и как это самое искусство музеефицируется.

В 80-90х годах современное русское искусство меняется. Возникают рейвы, как одно из основных течений массового авангарда, появляются представители новых культурных течений и, конечно же, открываются первые выставки работ художников-авангардистов. С этим периодом связаны имена Малевича, Татлина, Сергея Бугаев Африка, Сергея Курехина («Поп-механика»), Ильи Кабакова, Тимура Новикова, основателя петербургской Новой Академии Изящных Искусств, работы которого представлены в музее им. И. Я. Словцова на проекте «Работа никогда не завершается».

Olesya Turkina

Первая авангардистская выставка в России состоялась в 1980 году под названием «Париж - Москва» в Пушкинском музее. Ее организатором стал шведский искусствовед Понтус Хультен. Именно на этой выставке русский зритель впервые увидел работы отечественных художников-авангардистов. После посещения экспозиции посетители предлагали уволить руководство музея и пугали тем, что направят жалобу в вышестоящие инстанции.

На нескольких примерах научный сотрудник Русского музея показала, как именно взаимодействуют разные поколения в искусстве. «Без картин Малевича, мы бы, возможно, никогда не увидели «Звездных войн», - предположила Олеся Владимировна. Даже коты являются необходимым атрибутом любого музея. Они защищают произведения искусства от крыс и мышей, что делает возможным передавать сохранившуюся историю будущим художникам.

Olesya Turkina

Главным символом диалога между поколениями является картина Пауля Клее «Новый ангел», которую немецкий философ еврейского происхождения Вальтер Беньямин назовет Ангелом истории. «Его лик обращен к прошлому. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал», - пишет философ о картине Клее.

По мнению Олеси Туркиной, культура выполняет терапевтическую функцию, важную для окружающего мира, именно поэтому искусство должно существовать. Говоря о художниках, эксперт предложила им создавать собственные музеи, так как потом, в будущем, к ним непременно придут музейщики и «заберут» их коллекции.

Картина Пауля Клее, Новый Ангел
Olesya Turkina

Также, Олеся Владимировна поделилась своими впечатлениями о городе и музейном комплексе.

«Я первый раз в Тюмени и давно мечтала здесь оказаться. Тюмень - это потрясающее пространство, такой ландшафт и такое исторически важное место. И это действительно интеллектуальная кузница. Сегодня, когда мы проехали по городу, мы увидели, как много у вас университетов, а университеты и музеи – это наше будущее, потому что они воссоздают культуру и не позволяют ей рассыпаться. Ваш новый музейный комплекс – это потрясающее здание, которое, конечно, надо заполнять. Во- первых, здесь замечательные фонды, во-вторых, здесь можно легко объединить историю и современность, что очень важно. В-третьих, у вас отличнейшая аудитория для фестивалей, кинопоказов, лекций, потому что в будущем, как известно, самой главной проблемой человечества будет досуг. И очень важно, чтобы досуг был коллективным».

Ранее мы писали - Основатель pop/off/art gallery Сергей Попов о Тюмени, ценах на искусство и фейках.
Оцените материал: