Соло для скрипки и гимн Евросоюза: в Тюмени прошла лекция композитора Владимира Раннева

В четверг, 11 января, в Музее имени И. Я. Словцова (ул. Советская, д. 63) прошла встреча с российским композитором и преподавателем кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского Университета. На лекции тюменцы узнали о современной музыке, факторах ее формирования и о том, как она взаимодействует с искусством прошлого и настоящего.


В рамках лекции на тему «Что такое современная музыка», Владимир Раннев рассказал какую роль сыграла Вторая мировая война в музыкальном, и не только, искусстве. Для большинства композиторов, писателей и художников того времени, события 40-х годов стали переломным моментом, полностью изменив устоявшие просветительские каноны. Главный посыл искусства после войны гласил: «Давайте просвещать остальных».

rannev

Первые послевоенные музыкальные и литературные произведения были реакцией на произошедшее. «Какие могут быть стихи после Освенцима?»,  - говорит композитор.

Та система иерархии музыкальных жанров и высокого искусства, которая, казалось, должна была стать защитной стеной всему миру, не смогла его спасти. После войны композиторы начинают искать новые форматы, которые способны разрушить привычные границы между жанрами и искусствами. Появляются новые звуки, перформативные действия, музыка объединяется с видеоизображением, а также начинают использоваться новые, порой нестандартные, инструментальные средства.

Спикер привел несколько примеров визуально-музыкальных перформансов, ставших каноническими в современном музыкальном искусстве – «Соло на скрипке» Нам Джун Пайка, «4’33» Джона Кейджа, «Блэк Джек» Михаэля Паэля и  опера «Begehren» Беата Фуррера.

1. 

2. 

3. 

«Наше универсальное оружие - это мозг, а мышление современных композиторов – бегство от реальности, её познание. Музыка всегда занималась проблемами человеческого духа»,  - говорит Владимир Раннев.

Двухчасовая лекция петербургского композитора открыла тюменцам новое понимание музыки, а также ответила на главный вопрос, чем же всё-таки является современное музыкальное искусство.

rannev

В завершение лекции Владимир Раннев сказал несколько слов о Тюмени, городе который с гостеприимством встретил талантливого композитора.

«В Тюмени я впервые. Единственное, что мне пока удалось увидеть это центр города, в частности Тюменскую филармонию и драмтеатр. Особое внимание я обратил на прекрасные памятники деревянного зодчества и хорошо сохранившиеся храмы – они очень красивые. Для того, чтобы понять атмосферу этого города, здесь нужно жить, даже, несмотря на то, что в Тюмени достаточно морозно.

Кстати, во время посещения филармонии, я наблюдал репетицию неизвестного мне квартета, который весьма хорошо играл. Надеюсь, что все сложится удачно, и я с удовольствием выступлю на тюменской сцене».

Загадка от Владимира Раннева: «Почему в Лувре люди стоят спиной к портрету «Моны Лизы»?

Оцените материал: