Где находится душа Энди Уорхола?: Кирилл Алексеев рассказал о теле и перформансах

18 января в Музейном комплексе им. И.Я. Словцова (ул. Советская, д. 63) состоялась лекция искусствоведа и главы образовательных программ Музея Москвы Кирилла Алексеева на тему «Что такое перформанс и тело как искусство в современных художественных практиках». 

Перформанс, как форма современного искусства, возник в 60-е годы ХХ века. Однако, сама концепция нового направления, в котором основу произведения составляют действия художника или группы, совершенные в определённом месте и в определённое время,  проявилась немного раньше - в живописи и фотографии.

По словам Кирилла Алексеева, перформанс – это когда тело человека становится материалом. И с момента возникновения формата главными в нем до сих пор остаются четыре элемента - время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.

Одним из первых творцов, задействовавших в своих работах концепцию перформативных идей, стал американский абстракционист Барнетт Ньюман, который считал, что картина должна открывать бесконечность пространства. Во время его выставок зрителю необходимо было отойти от картины на расстояние, равное ее высоте. Однако позже художник настаивал на том, что его полотна необходимо рассматривать исключительно с близкого расстояния. Спустя время Ньюман даже стал размещать инструкцию, объясняющую, как необходимо смотреть на его работы.

Другим основоположником перформанса является еще один известный американский художник Марк Ротко, который называл собственные работы «иконами» и проводил выставки одной картины. По мнению художника, переживание и есть цель искусства, а для полноты эмоций человек должен находиться один на один с произведением.

Alekseev

От истоков, Кирилл Алексеев постепенно приблизился к тому виду перформанса, каким он является сегодня. Лектор отметил, что большая часть самых смелых и идейных действий в зарубежных странах принадлежала женщинам, в частности представительницы феминистского искусства 60-х - 70-х годов. Среди них Кароли Шниманн (использовала обнаженное женское тело, как материал),  Джина Пейн (считала, что искусство – это жертва собой, а ее перформансы должны были вызывать отвращение), Марина Абрамович (исследовала отношения между художником и зрителем, пределами тела и возможностями ума). Милица Томич, Лиза Анна Авербах, Регина Хосе Галиндо.

В советско-российском искусстве опыт первых перформансов принадлежал группе «Коллективные действие» («КД»), одними из организаторов которой были братья Летовы (Егор Летов - солист группы «Гражданская оборона»). В 1975 году появлятся группа «Гнездо» с акцией «Мы высижываем искусство». Далее, Комар и Меламид, которые после переезда в США запустили акцию «Купим ваши души». Кстати, как сообщил Кирилл Алексеев, первым клиентом кампании стал Энди Уорхол, который и продал душу русскому дуэту. Документ, подтверждающий это, находится в России.

Alekseev

Среди других российских акционистов группа «Движение», Владислав Мамышев-Монро, Олег Кулик, Римма и Валерий Герловины, Петр Павленский (использует в своих перформансах акции тюремных заключенных).

«Будущее за политическим перформансом. Понимаете, когда искусство актуально, когда действия сопровождаются историческим окружением, то даже если человек делает мало или что-то не очень яркое, оно всё-равно остается в памяти, потому что вам интересно это время. Вот сейчас в Тюмени открылся новый музей. И если вы думаете, что вся художественная среда будет такой же, это не так. Здесь все изменится, вот увидите. Все будет очень интересно.

Мне очень понравился биеннальный проект, который находится на 3-м этаже вашего музея. Мне вообще нравится ткань, как преподавателю текстильного университета. Здесь очень хорошая подборка работ. А еще меня пригласили посмотреть, как хранятся музейные предметы. Для меня это  важная тема. Даже сейчас, идя по холлу, я заметил, что везде на потолках есть шины. Я мечтаю, чтобы в Третьяковке везде они были. Сколько тогда проблем было снято»,  - отметил Кирилл Алексеев.

Оцените материал: