Ежегодно в четвертую пятницу ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция.
День отказа от покупок отмечают после американского
Идея этого праздника-акции зародилась в
Наиболее известный аргумент апологетов акции заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20 процентов населения земного шара, а используют они более 80 процентов всех природных ресурсов Земли.
В 2001 году при поддержке сайта Adbusters эта акция приобрела всемирный масштаб, День отказа от покупок помимо Мексики, Канады и США прошел еще в 55 станах. В настоящее время к проведению подобных акций присоединилось еще 10 государств. Россия среди них пока не значится.
Условия участия в этой акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений. Кроме того, активисты проводят акции под девизом «Ради мира на земле ничего не покупай!», чтобы привлечь внимание общественности. Акции представляют собой мирные демонстрации в торговых центрах, а также показ «антирекламных» роликов, сообщающих о том, что средний житель США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз больше, чем гражданин Индии.