Live

Андрей Сидоров. «Твой стартап»: «Вы продаете себя, а не идею»

Андрей Сидоров. «Твой стартап»: «Вы продаете себя, а не идею»
Скоро в Тюмени состоится финал бизнес-шоу «Твой стартап». 28 марта на сцене Технопарка его участники презентуют свои идеи перед тюменскими инвесторами.

Скоро в Тюмени состоится финал бизнес-шоу «Твой стартап». 28 марта на сцене Технопарка его участники презентуют свои идеи перед тюменскими инвесторами.

Сегодня на площадке антикафе Freedom новички готовятся к отборочному туру, слушают лекции известных профессионалов, — менеджеров, маркетологов, психологов, обретая шанс протестировать и доработать свои бизнес-идеи. Идеологом этой социально значимой акции является вице-президент «Запсибкомбанка» Андрей Юрьевич Сидоров, учредитель первого тюменского антикафе, выступивший одновременно и лектором, и инвестором шоу. Поставив себя на место новичков, мы побеседовали с Андреем Юрьевичем от их имени, в стиле «часто задаваемых вопросов».

— Посетителей бизнес-шоу тревожит вопрос, по какому принципу будут выбирать финалистов? Вдруг занятость инвестора в определенной отрасли повлияет на его выбор?

— Во-первых, на выбор инвестора близость к отрасли не влияет, у него действует другая установка: получить прибыль от вложенных в идею средств. Конечно, иногда инвестор выступает чистым благотворителем: достигнув определенного материального положения, он готов поддержать финансово что-либо интересное, то, что покажется ему убедительным. Можем подробнее пообщаться на критерии выбора инвесторов после лекций на площадке антикафе.

Я хотел бы обратить внимание на другое: главное, что продают стартаперы на этапе презентации – они «продают» себя. Имею в виду: если человек не произвел сильного впечатления – он просто не имеет шансов, какой бы ни была хорошей его идея. Если же новичок сможет понравиться как личность – то инвесторы пойдут на поддержку даже рискованных идей. Харизматик имеет больше входящих шансов.

— Представляется, что многие участники шоу не хотят глубоко «копать», изучая законы функционирования бизнеса…

— Есть такое. Думаю, дело в ментальности – за время существования советской власти люди привыкли, что кто-то о них заботится, кто-то им должен обеспечить карьерный рост, благосостояние и так далее. Школу закончил – пошел в институт, потом тебя как молодого специалиста трудоустроили. Сейчас, несомненно, ситуация поменялась, но люди меняются медленнее. Участники, которые пришли на лекции, имеют множество иллюзий. У них есть желание разбогатеть, а понимания, чем богатый отличается от небогатого, нет. Как только менталитет меняется, проблемы с ленью отпадают сами собой.

На самом деле, большинство стартаперов ленится ставить перед собой личные цели. Люди пользуются, как правило, внешней оценкой, оглядкой на соседа. Не сомневаюсь, что до финала дойдут именно те, которые четко знают, чего они хотят в жизни. А когда есть мотив, думаю, вопрос о количестве усилий отпадет сам собой. То есть, «если я буду понимать, чего я хочу – я это сделаю».

— Как стартаперу можно оценить самого себя?

Вообще, на мой взгляд, многие себя переоценивают. «Вот же мальчик Цукерберг сделал Фейсбук и стал миллиардером. Я тоже знаю этот язык программирования». Но есть нюансы: он горел, ради своей разработки бросил институт, а я мы часто связываем себя условностями, пожертвовать которыми жаль. На мой взгляд, ключевую роль здесь играет вдохновение. Если ты веришь, что полетит, значит, полетит. Интересуетесь ли вы чем-то настолько, что находитесь выше среднего уровня? Если есть эта искра, горение, то, на мой взгляд, по выражению Питера Друкера, осталось собрать «аплодисменты рынка».

Нельзя быть предпринимателем в той области, в которой ты ничего не понимаешь. Нельзя, например, добиться в ресторанном бизнесе успеха, если ты не работал официантом, если ты не посетитель этих ресторанов, если ты не работал на кухне – если ты на самом деле не погружен в эту среду, либо у тебя нет лидера, который этой информацией обладает.

— Какие стадии переживет предприниматель на пути становления?

Первая стадия заключается в получении опыта. В любом деле, будь то ресторанный бизнес или фотографирование. На второй стадии открывается возможность для синтеза наблюдений: «В ресторанном бизнесе слишком долгое обслуживание. Или свободных столов не на всех хватает в праздники. Я вижу недовольство, я вижу потребность, я вижу раздражение от сервиса. Есть идея, как это ускорить». Новые идеи находятся в области неудовлетворенных потребностей, новых технологий. Например, интернета: с его помощью можно открыть, к примеру, сервис заказа столиков на сайте. Если рынок воспримет идею, то впереди будет еще много интересных стадий становления бизнеса, причем чем труднее, тем интереснее. Главное – азарт.

— Как возникла идея организовать подобное шоу?

-Две деятельные девушки – маркетолог Анастасия Баннова (агентство «Креасфера») и мой пиар-директор Дарья Кияшкина – предложили мне организовать проект «Твой стартап». Идея показалась мне интересной. Как человек успешный, прошедший путь от программиста до члена правления банка, я могу поделиться опытом с начинающими. Некоторые мои проекты также проходят путь становления. К примеру, антикафе, новый формат для города, идет трудно. Но у меня есть партнеры, которые занимаются разработкой идей по его раскрутке. Антикафе – это во многом социальный проект – территория без табака и алкоголя, площадка для развития коммуникационных навыков. Потом, я веду общественную деятельность, являясь председателем IT-ассоциации по развитию информационных технологий Тюменской области, меня пригласили в Общественную палату возглавить IT-направление. Проект «Твой стартап» тоже попадает в эту линейку общественно значимых дел. Помочь молодым людям сформулировать и протестировать свои идеи. Их успех добавит нашему городу привлекательности.

— Отклик на шоу большой, причем записываются на участие в том числе состоявшиеся и не обязательно очень молодые люди, у которых уже по второму проекту.

— Здорово, наверное, такова тенденция: сегодня быть наемными не очень модно. Могу сказать точно, что ситуация с выживаемостью малого бизнеса в России и на Западе принципиально отличается. По недавней еще статистике, если у нас «приживается» меньше двух процентов, то в Европе — 78-80 процентов. Почему? Дело в подходе. «У них», к примеру, пекарня открывается в соседнем помещении с квартирой: спустился, испек хлеб, продал соседям, вернулся домой – вот твой бизнес. У нас, если делают пекарню, то чтобы как минимум полгорода накормить. При этом мы очень быстро пытаемся это делать, не отработав маленький формат, и – гибнем. Поэтому я призываю стартаперов к осмотрительности, осторожности, усвоению законов бизнеса, грамотному рыночному поведению – на это и направлены бесплатные лекции в антикафе. Опытные люди, думаю, помогут новичкам где-то и поспешить, а где-то и не торопиться.

— Всех участников интересует вопрос: на какую сумму их могут проинвестировать?

— Это будет спонтанное решение каждого инвестора. Надеюсь, что у новичков хватит зрелости все-таки соразмерно с собственными усилиями и харизмой создать такую идею, чтобы не просить десять миллионов, потому что у них нет еще деловой репутации. Надеюсь, хватит мудрости просить сумму разумную, но не скромничать при этом. С другой стороны, если есть идея, цена которой десять копеек, а просят миллион, я боюсь, такая идея тоже не состоится, потому что смысла переплачивать нет. Каждый инвестор будет решать, понравится человек или не нравится, реалистичная идея или нет, насколько ее возможно воплотить, проработать. Думаю, что комфортной суммой для инвесторов будет сумма от ста тысяч рублей до двухсот. Наверное, это вариант, который можно будет поддержать.

Вечером 26 марта в антикафе Freedom состоится отборочный тур новичков. Только пятеро из них попадут в финал бизнес-шоу «Твой стартап». Приходите «болеть» за молодых и перспективных 28 марта, в 12 часов в Тюменский Технопарк!

В организации бизнес-шоу «Твой стартап» принимают участие:

Дарья Кияшкина, пиар-директор антикафе Freedom

Анастасия Баннова, директор маркетингового агентства «Креасфера», автор лекций по маркетингу для участников шоу.

Андрей Сидоров, вице-президент «Запсибкомбанка», инвестор, автор лекций по управлению финансами

Мурат Нурпеисов, директор консалтингового агентства «Бизнес капитал групп», автор лекций по менеджменту

Андрей Усачев, специалист по позитивной психологии, автор лекций по личной эффективности

Мария Симонова, ведущий менеджер по персоналу группы компаний «Автоград», автор лекций по управлению персоналом

Анатолий Тюменцев, руководитель компьютерной фирмы «Арсенал Плюс», инвестор

ЛеонидМоргунов, генеральный директор ГК «Конквест», полпред «НАМИКС» по ТО, инвестор

Выражаем всем огромную благодарность!

Текст: Наталья Жаркевич, фото: Виктория Ющенко

Комментарии (/novosti/6566-andrey-sidorov-tvoy-startap-vy-prodaete-sebya-a-ne-ideyu/)