Подвиг крейсера «Варяг» — легендарное сражение, которое впечатлило всех

Что тебе известно о сражении крейсера «Варяг», которое состоялось 9 февраля 1904 года? Ничего не приходит в голову? Moi-portal.ru собрал для тебя несколько интересных фактов об этом событии.

Строился в США

Крейсер «Варяг» по заказу российского флота начал строиться в США на заводах Чарльза Крампа в Филадельфии в мае 1898 года. Считалось, что сталь в США – лучшего в мире качества. Менее известный факт — эскизный и рабочий проекты «Варяга» разработали инженеры верфи, что позволило ускорить строительства крейсера. Спустя год и несколько месяцев судно спустили на воду, — это произошло 1 ноября 1899 года.

Проект оказался дорогим

Для своего времени «Варяг» стал самым дорогим крейсером российского императорского флота, который построили за границей: он обошелся казне в 6 млн рублей.


Красота спасла строителей

Строительство крейсера сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса важные технические аспекты неоднократно пересматривались. В итоге, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость, а для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты. 

Но «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой. По сведениям историков, император Николай II был настолько впечатлен внешним видом крейсера, похожего на океанскую яхту, что даже простил строителям недочеты судна.

Невыполнимая задача?

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, или японская эскадра попросту уничтожит их. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.

Для того, чтобы прорвать блокаду, русским морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские проигнорировали сигнал. Японская эскадра открыла огонь.

Сведения из архивов  

Бой был жестоким. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. 

Руднев впоследствии рапортовал, что «Варяг» сумел потопить один миноносец и даже повредить «Асаму». Впрочем, в японских архивах о потерях с их стороны указано не было. Российский же крейсер получил порядка 11 пробоин в битве. На «Варяге» погибли 30 матросов и один офицер, еще 191 человек были сильно или легко ранены. На «Корейце» же потерь не было. Однако критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были по возможности уничтожены, сам он был затоплен в бухте. «Кореец» был взорван экипажем.

Именные часы от императора

Моряков-героев в Петербурге встречал император Николай II, который вручил каждому именные часы. Руднев получил Георгиевский крест IV степени, а также чин флигель-адъютанта и эскадренный броненосец «Андрей Первозванный». 

Картинки по запросу "подвиг варяга именные часы моряков"

Медаль «За бой “Варяга” и “Корейца”» 

Оцените материал: