Участники форума «Утро»‎ узнали, зачем нужна цифровая грамотность

4 июля на площадке «Урал Предприимчивый»‎ прошла онлайн-презентация «Цифровая грамотность: как остаться конкурентоспособным на рынке труда». Ее провела директор направлений исследований в сфере человеческого капитала аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.

«Когда многие сотрудники перешли на дистанционный формат, им понадобились навыки работы на компьютере и знание специальных программ. Тогда стало понятно, насколько важна эта тема. Во всем мире цифровая грамотность человека определяет его качество жизни, успех в карьере и самореализации», – рассказала эксперт.

Людмила Спиридонова сравнила цифровое образование с программой по ликвидации безграмотности, которая проводилась в 1919 году: по данным за 1897 год писать и читать умели только 21% жителей Российской империи. Сегодня по результатам международных исследований Россия занимает девятое место по базовой грамотности, но отстает в технологических вопросах.

«Этот разрыв нужно преодолеть на макро- и микроуровнях. Первый связан с вопросами национальной безопасности и суверенитета, второй – с возможностями каждого отдельного человека. Последние два-три года ведущие государства мира активно обучают кадры, чтобы реализовать как можно больше наукоемких и технологичных производств и занять большую долю мирового рынка. Страны, которые не включатся в эту гонку, останутся за бортом»‎, – рассказала Людмила Спиридонова.

Также эксперт назвала пять цифровых компетенций, необходимых современным работодателям: это информационная и коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и компетентность. Аналитический центр НАФИ провел исследование с упором на эти компетенции и выяснил, что 27% россиян обладают высокой цифровой грамотностью. По прогнозам национального проекта «Цифровая экономика», к 2024 году‎ этот показатель вырастет до 40%. 

Сейчас самый высокий уровень цифровой грамотности (76%) – у подростков от 14 до 17 лет, самый низкий – среди людей старше 55 лет. Старшее поколение наряду с жителями сел и людьми с низким уровнем образования составляют уязвимые социальные группы. Чтобы страна развивалась стабильно, в обучение необходимо вовлекать все слои населения. Эта задача осложняется тем, что для трети россиян характера технофобия. 

«Также мы выяснили, что не все работодатели готовы к цифровизации. 30% не продвигают свои товары и услуги в интернете, 63% не имеют политики информационной безопасности, 71% не имеют опыта удаленной работы сотрудников, 72% не организовывали образовательные программы в сфере IT»‎, – добавила Людмила Спиридонова.

Чтобы понять, готов ли ты к цифровой экономике, можно пройти бесплатный тест из 64 вопросов на сайте проекта «Цифровой гражданин»‎

Оцените материал: