В Тюменской области назвали самые популярные мошеннические схемы

По данным тюменского УМВД, тюменцы в 2020 году начали закупаться в интернет-магазинах в шесть раз чаще, в то же время количество киберпреступлений увеличилось на 88% по сравнению с 2019-м. Людей просят быть бдительными: за время пандемии методы мошенников очень изменились.

Самый популярный тип преступлений в области IT — звонки якобы сотрудников банков. Они сообщают возможной жертве, что отследили попытку перевода большой суммы денег или любую другую подозрительную операцию. Чтобы вернуть украденные средства, нужно отправить преступникам данные резервного счета, на который можно их безопасно перевести. 

Нередко злоумышленники предлагают тюменцам аннулирование или одобрение кредитов, легкий заработок или выигрыш в лотерее. Также часто сообщают о том, что их страница в социальной сети взломана. Коронавирусная инфекция способствовала росту количества таких историй: людям в тяжелых финансовых условиях обещают отсрочки по выплате кредитов, разного рода компенсации, пособия, услуги по диагностике заражения коронавирусной инфекцией и даже волонтерство. Исход у этого один: мошенникам требуются данные банковского счета или карты и пароль из СМС с номера жертвы, а иногда платеж просят перевести самостоятельно. 

Тюменцев также просят остерегаться фишинговых сайтов — тех, что похожи на брендовые и существуют для того, чтобы выманить данные человека или занести на его устройство вирус. Когда технологии не помогают, мошенники используют проверенные психологические приемы воздействия — обманывают, запугивают или злоупотребляют доверием. Такими способами преступники уже лишили граждан 4 млрд рублей за полгода 2020-го, из них только 12% от этой суммы смогли возместить банки. 

Однако есть и плюсы: за те же полгода 2020-го Банк России совместно с правоохранительными органами заблокировали почти десять тысяч телефонных номеров и почти пять тысяч сайтов. Чтобы эти усилия окупились, сотрудники рекомендуют — никому не сообщайте засекреченные данные банковской карты, такие как ПИН-код, CVV/CVC-коды или одноразовые пароли. Они никогда не требуются настоящим сотрудникам банка.

Что делать, если тебе позвонил лжебанкир? Положи трубку и набери номер с обратной стороны твоей карты самостоятельно, чтобы уточнить информацию. Но если хищения избежать не удалось — звони в банк и срочно блокируй карту, а потом пиши заявление о несогласии с операцией. Также необходимо обязательно обратиться в полицию, чтобы открыть уголовное дело. 

А что делать, чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества? Не доверять незнакомцам, всегда проверять информацию, не оплачивать товары или услуги авансом, не отвечать на СМС с незнакомых номеров, не переходить по подозрительным ссылкам и установить антивирус на все устройства. Для большей информации переходи на сайт «Финансовой культуры».
Оцените материал: