Проблемы внедрения электромобилей можно свести к нескольким емким пунктам:
1. Принятие обществом. Необходимо объяснить людям, что за электромобилями действительно стоит будущее и что они эргономичны и экономны в использовании. Это разговор о привычке: чем быстрее россияне откажутся от двигателя внутреннего сгорания, тем положительнее будут смотреть в сторону рынка электрокаров.
2. Слабая инфраструктура. Она пугает потребителей и напрямую связана с проблемой принятия. По опросам компании Cox Automotive, 83% опрошенных не хотят покупать электромобиль из-за непонимания, как и где его заряжать, а также из-за необходимости заменять батарею после определенного пробега. Из опрошенных владельцев электрокаров 68% жалуются на недоступность зарядки рядом с домом. На конец прошлого года общее число станций для подзарядки достигало всего 7,3 млн. Причем 90% из них — частные, и только 10% — общественные.
3. Медленная скорость заряда. На заряд электромобиля в большинстве случаев нужно несколько часов, в отличие от автомобиля на бензине — ему достаточно всего несколько минут. По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), в мире число общественных станций медленного заряда в два раза больше, чем станций быстрого заряда.
4. Высокая стоимость. Большинство электромобилей относятся к категории люксовых авто, однако стоимость самой дорогой детали — электрического аккумулятора, на который приходится около 30% стоимости электрокара, — падает. За последнее десятилетие она сократилась на 87%, по оценкам BloombergNEF, и в дальнейшем продолжит падать. В то же время, согласно исследованию Мичиганского университета 2018 года, средние расходы на электрокар составляют $485 в год — это более чем в два раза меньше, чем на автомобиль с бензиновым двигателем.
Страны по всему миру стараются ускорить переход на возобновляемые источники энергии и электротранспорт. Для этого они ставят цели по сокращению выбросов вредных газов в атмосферу. Например, ЕС хочет свести их уровень к нулю к 2050 году, а Китай — к 2060-му. Они выделяют бюджетные средства, предлагают налоговые льготы и вводят новые обязательства для автопроизводителей по доле выручки, которую они должны получать с продаж электромобилей.
В Тюмени же на данный момент действует сеть электрозаправок — в общественное пользование предоставлено шесть таких «колонок», четыре быстрых (DC) и две медленных (AC), причем все они сегодня обслуживают клиентов бесплатно. Помимо них, действуют две корпоративные и три Efacec QC150 для тюменских электробусов.