Как рассказал Константин Рахманов, рефлексия — это самоанализ, самооценка или «взгляд внутрь себя». По содержанию ее можно разделить на символическую, устную и письменную. Также рефлексия может отличаться по форме деятельности и иметь коллективный, групповой или индивидуальный формат.
В педагогической деятельности рефлексией может быть этап урока, когда ученики оценивают свое состояние и эмоции или результат деятельности. Как заметил психолог, лучше сначала опросить весь класс, потом отдельную группу, а после — каждого ребенка. Такой порядок позволит подготовить учеников к самостоятельной работе над собой. Рефлексия может проходить в игровой форме.
«В моей практике был формат рефлексии, когда участникам нужно было описать прошедшую неделю как сюжет фильма, включая выбор жанра, завязки и развязки. Потом каждый выступал со своим рассказом по очереди. Бывали также рефлексии в формате театра, музыки и других», — поделился опытом психолог.