Доисторический памятник, известный в просторечии как Сихендж, а официально как Холм I, представляет собой перевернутый дубовый пень, окруженный 55 расколотыми стволами того же дерева.
Источник: Mark Brennand 1 999 годКогда он был построен в конце весны 2 049 года до н.э., Сихендж не подвергался риску приливной эрозии. Он был построен вдали от берега и был защищен песчаными дюнами и илистыми отмелями. В заболоченном болоте бревна были покрыты торфом, который когда-то защищал их от гниения. В течение нескольких тысяч лет накапливался ил и песок, который скрыл постройку. Археологу-любителю Джону Лоримеру приписывают открытие этого места: он первый заметил в песке наконечник топора бронзового века, а в ходе многих повторных посещений смог обнаружить перевернутый пень и, в конечном итоге, деревянное кольцо.
Археологи начали раскопки памятника в 1 999 году с целью его сохранения и перемещения. Средства массовой информации окрестили его «Сихендж», несмотря на то, что это не настоящий хендж (прим.ред.: хендж — это тип доисторического земляного сооружения. По форме представляет собой почти круглую или овальную площадку). Такое название привело к тому, что языческие группы вместе с местными жителями протестовали против раскопок, предъявляя права на это место и необходимость оставить его под землей. Однако археологи продолжили исследования и теперь Сихендж выставлен в Музее Линна.
Холм II, обнаруженный примерно в то же время на расстоянии примерно 100 метров, остался на месте и воздействие морских приливов уже смыло большую его часть. Теперь археолог Дэвид Нэнс из Абердинского университета выдвинул теорию, что это место и его обреченный сосед были построены, чтобы отразить невзгоды изменения климата в ушедшую эпоху.
Теория Нэнса противоречит более ранним предположениям о том, что это мемориальные места, и опирается на климатические и экологические, астрономические и биологические данные, а также региональный фольклор. Ученый отмечает, что бревна были срублены весной и расположены так, чтобы совпадать с восходом солнца в день летнего солнцестояния.«Мы знаем что около 4 000 лет назад был продолжительный период понижения атмосферных температур, суровых зим и поздней весны, подвергавших ранние прибрежные сообщества стрессу», — говорит Нэнс.
Именно этот праздник был датой, когда согласно фольклору, кукушка, символизирующая плодородие, традиционно прекращала петь и возвращалась в Потусторонний мир, унося с собой лето. Нэнс считает, что памятники были созданы для того, чтобы «поймать» кукушку и таким образом продлить лето.
Форма памятника, похоже, имитирует два предполагаемых зимних жилища кукушки из фольклора: дупло дерева или «беседки потустороннего мира», представленные перевернутым дубовым пнем в его центре. Этот ритуал вспоминается в «мифе о запертой кукушке», где неоперившуюся птицу помещали в терновый куст и «замуровывали», чтобы продлить лето.
Исследователи предполагают, что Холм II, в котором предположительно находилось человеческое тело, был построен для того, чтобы «вмещать ритуально принесенного в жертву». На этого человека была возложена ответственность за обеспечение благополучия и плодородия сообщества, однако ритуал потерпел неудачу. Факты свидетельствуют о том, что людей ритуально приносили в жертву каждые восемь лет.
Подпорки в Холме II, которые, как считалось, держат гроб, ориентированы на восход солнца в Самайн (сейчас праздник Хэллоуин) в 2 049 году до н.э., когда Венера еще была видна. Хотя оба памятника имели разные функции и связанные с ними ритуалы, их общей целью было положить конец суровым холодам. Об этом сообщает Science Alert.
