В основном количество человек на групповом собеседовании варьируется от 5 до 15, но бывают случаи, когда их в несколько раз больше. Компании, которые предпочитают такой вариант отбора, как правило, занимаются продажами, и не важно, в какой сфере. Схема у всех одна и та же: просят заполнить анкету, послушать презентацию о компании, в порядке очереди рассказать о себе, а затем поучаствовать в очередной увлекательной игре, где обязательно нужно что-то «купить-продать».
Но бывает и по-другому, когда вполне себе адекватная группа как бы невзначай делится о своих достоинствах и профессиональных способностях, а в конце специалист по подбору персонала решает, кто им больше всего подходит исходя из личных качеств.
Редакция Moi-portal.ru спросила у тюменцев, которые хоть раз были на групповом собеседовании, что они думают по этому поводу.
Алина Матвеева три года назад искала работу и попала на интервью, откликнувшись на вакансию копирайтера на HH.ru. Девушка думала, что будет на собеседовании одна, но ситуация оказалась для нее необычной — в кабинете сидело около десяти человек. Участников встречи разделили на команды, каждая из которых должна была придумать рекламу для реальных фирм, причем все это снимали на видео.
«Это была самая странная, нервозная, непонятная встреча», — несмотря на негативные чувства Алина все же осталась из любопытства, хотя думала встать и уйти, как сделали некоторые. — Мне казалось, что наши идеи сейчас возьмут в работу, а потом снова проведут такое собеседование. Может быть, это такой способ мошенничества?».
Чтобы разобраться в вопросе, редакция обратилась к психологам.
«В этом не всегда нужно искать плохой или хороший контекст. Возможно, это всего лишь корпоративная культура. Как-то я сама сталкивалась с таким. В одной комнате собрали около 50 человек, из которых выбирали 10. Это делается специально. Проверяется стрессоустойчивость, конкурентоспособность, собранность, сравниваются интеллекты», — утверждает частный психолог Ирина Данилевская.
Очевидно, в такой игре побеждает лишь работодатель, а соискатели — испытывают психологический и моральный стресс. Поставим вопрос иначе: как и для чего компании вводят кандидатов в состояние тревожности?
«HR-специалисты выступают манипуляторами, чтобы выявить истинные качества соискателей. Например, когда до вас дойдет очередь, чтобы рассказать о себе, специалист может заявить, что уже выбрал подходящих кандидатов. Не забывайте, что это может быть очередная проверка на устойчивость к непредвиденным ситуациям. Не поддавайтесь на уловки и не демонстрируйте недоумение. В данном случае, все равно расскажите о себе».
Мария Молчанова, онлайн-психолог регионального центра «Семья», считает, что групповые собеседования имеют место быть. Работодатель может оценить достоинства каждого из кандидатов: коммуникабельность, креативность, лидерские задатки, способность аргументировано отстаивать свое мнение. Также она рассказала о том, как следует себя вести на групповом собеседовании.
«Проявляйте инициативу, улыбайтесь, будьте собой, не обманывайте, показывайте свою индивидуальность. Даже если несколько попыток поучаствовать в групповом интервью оказались безуспешными, вы все равно останетесь в выигрыше: набравшись опыта, вы в конце концов поймете, чего ждут от соискателей работодатели и как лучше преподнести себя».
Есть случаи, когда групповое собеседование направлено не на анализ профессионализма специалистом кандидатов, а на другую, возможно, недобросовестную цель.
Например, Михаил Тимофеев, пытаясь найти подработку на лето, откликнулся на вакансию продавца-консультанта. Получив приглашение, он попал в неизвестное агентство, которое, судя по всему, занималось услугами аутсорсинга. В маленьком душном кабинете поселилась суета и вместе с ней 25 человек, которые тоже надеялись на классическое собеседование. Их заставили заполнить анкеты и сфотографироваться, а после — подписать документы. «Они обещали сделать медкнижку бесплатно и устроить на работу со следующего дня. Многие, как по конвейеру, подписывали бумаги, но мне эта идея не понравилась», — рассказал Михаил.
Парень отметил, что договор был расписан примерно на десять страниц, но в нем не было прописано ни условий работы, ни точного размера оплаты труда.
В таком случае, как у Михаила, психологи рекомендуют действительно бежать.
Текст написан Олесей Гордиенко для Moi-portal.ru