Полное погружение: тюменцы создали первый 3D аудиосериал в России

У Евгения Борисова, продюсера и основателя студии «REDOT», и Артема Васнева, основателя студии дизайна звука «ЗВУКАРНЯ», появилась идея уникального для России проекта — 3D аудиосериала по книге. Захотели — сделали. Своими силами записали демоверсию и отправили предложения о сотрудничестве. Теперь их сериал — хит продаж на сайте ЛитРес.

Как вам пришла идея создать 3D аудиосериал?

Евгений: Идея 3D звука не новая, это направление довольно развито в музыке. Я занимаюсь видеосъемкой, мне нравится сценаристика, создание историй. И вот мне в голову пришла идея, почему бы не сделать видео, где зритель будет главным актером. В 3D каждый слушатель может ощутить себя ведущим событий, главным героем. Я поделился этим с Артемом. Идея —это одно, а воплотить ее — совсем другое. Хорошо, что есть такой Артем, который меня поддержал, и мы решили попробовать.

Артем: До этого мы пробовали делать в 3D медитации психологический тренинг и интервью. Пришла идея поместить голосовые сообщения в 3D пространство, например, лес, будто интервьюер и интервьюируемый в лесу на травке, а слушатель сидит прямо между ними.

Расскажите особенности этого жанра, как это работает?

Евгений: С точки зрения сценария перед нами стояла задача адаптировать текст таким образом, чтобы человек понимал природу звуков и сюжетную линию. В кино нам все показывают, а остальное мы достраиваем в голове, визуальная информация воспринимается быстрее, чем звуковая. До этого мы делали пару проектов и пробовали разные технологии: сначала рассказать, что происходит, а потом дать пространство, и наоборот. К первой книге «Войны миров» пришлось адаптировать сценарий, именно с точки зрения, как донести слушателю, что происходит вокруг.

Артем: Во многих театрах использую 2D технологии. Слушатель находится на одном месте, а сам звук переходит слева направо, таким образом создается иллюзия. А у нас это технология 360 градусов, человек может слушать и ощущать, что объект находится действительно вдали. С точки зрения технологий это основано на отражениях, все звуки, которые мы слышим, на 75% отражения от объектов и различных поверхностей. Из-за этого создается ощущение, будто человек находится в комнате, шаги слышны внизу, а птицы пролетают вверху.


Как это достигается, через специальное оборудование или через технологии монтажа?

Артем: Здесь идет алгоритм обработки, определенная последовательность. За счет этого достигается ощущение реализма и присутствия, эффект исчезновения наушников, будто человек правда находится в этом месте. Один из наших первых проектов — ужастик. Мы сами его записали, своими силами, и действительно было страшно. Люди выходили с другими глазами, шокированными.

Евгений: Мы позволяем людям подключать свою фантазию, когда смотришь видео, то тебе говорят: «Этот герой выглядит так, события происходят здесь». А когда человек слушает, он погружается и сам достраивает визуальную картинку. После нашего ужастика мы опрашивали всех зрителей, каждый представлял себя в самой страшной комнате, в самых страшных обстоятельствах для него. То есть мы не говорим, что мы сидим здесь и здесь страшно, а человек сам подключает фантазию и домысливает, пугается того, что он представил.

Для России это уникальный проект, а за рубежом это направление развито?

Евгений: Когда мы искали информацию, то не нашли ничего подобного ни в России, ни за рубежом. Потом, когда мы начали распространять проект, все говорили, что о подобном не слышали. Для России это точно уникальный проект, вы можете вбить в поиске 3D аудиосериал и увидите, что он первый в нашей стране, и есть вероятность, что и за границей.

Как слушать спектакль, это только наушники или через колонки тоже можно?

Артем: Мы можем адаптировать это под колонки, но все равно будет не то, а вот в наушниках эффект не вызывает сомнения, ощущения достоверные. Желательно слушать именно в наушниках, потому что люди, которые слушали через телефон или простые колонки, были разочарованы, так это просто набор звуков и нет вообще никакого смысла слушать. Любые наушники, даже самые дешевые, будут лучше, нежели слушать через динамики. И при прослушивании мы рекомендуем надевать повязку на глаза. Люди, когда слушают, непроизвольно приоткрывают глаза и от этого уже теряется ощущение, а в повязке они полностью находятся в 3D пространстве.

Вы сначала тестировали на друзьях и себе, как проходила апробация?

Евгений: Была небольшая фокус-группа среди друзей и знакомых. Но первая задача была, чтобы понравилось нам, потом уже начали на друзьях и знакомых испытывать. Скидывали, кому-то лично показывали, собирали обратную связь и потихоньку улучшали, тут, так сказать, нет предела совершенству.

Сколько потребовалось времени, чтобы понравилось сначала вам?

Артем: Недели две, а потом просто шлифовали, громкость меняли и так далее.

Евгений: Надо сказать, что мы с Артемом энерджайзеры, для нас месяц или два — это очень долго, нам надо здесь и сейчас. Было дикое желание поделиться и показать, посещало ощущение, что вдруг мы нащупали что-то новое и крутое, так оно и оказалось.

Как вы вышли на партнерство с ЛитРес?

Евгений: Очень просто, записали две демки, составили описательное письмо и сделали рассылку по всем крупным сервисам с предложением о сотрудничестве. Из всех откликнулся ЛитРес, они в нас поверили. Потом через долгие переговоры, недели две, пришли к соглашению. Они рискнули, и мы тоже, как-то все так удачно сошлось.

А произведение кто выбирал? Это была ваша какая-то задумка или у вас был перечень произведений, по которым можно создать спектакль?

Евгений: Когда мы начали сотрудничать с ЛитРес, они нам сами предложили сделать ремейк «Войны миров», естественно, мы спросили «почему», причина оказалась проста: в 1938 году на радио, во время прямого эфира, включили запись книги «Война миров», но подали ее как новостную сводку, и более 1 млн американцев подумали, что на планету реально вторглись инопланетяне. Так мир первый раз узнал, что такое аудиокниги, и нам предложили сделать то же самое, только в 3D формате. У нас даже в трейлере это отображается, не знаю, все ли заметили или нет, что после фразы «Мир никогда не будет прежним» звук из 2D уходит в 3D пространство, мы вложили в это некий под смысл.

Насчет трейлера, расскажите о девушках, которые его вам нарисовали.

Евгений: Эти девушки-художницы тоже из нашей команды. Алена Тимофеева, ей всего 17 лет, но она очень классно рисует, изначально мы с ней начали сотрудничали по другому проекту, я еще пишу книгу, подростковую фантастику, тоже большие планы. Привлекли Алену и сюда, составили с ней небольшую раскадровку, она отрисовала. И в нашей команде есть аниматор — Анна Ваганова, она помогла все это оживить.


Актеры тоже ваши?

Евгений: Нет, из театра «Ангажемент», мы бросили клич, что нам нужны актеры, много ребят откликнулись, присылали нам пробы — записи голосов. Все, кого мы отобрали — согласились, проект им понравился, они увидели в этом уникальность.

Какие у вас планы на будущее?

Евгений: Сейчас мы приступили к работе над следующим проектом с ЛитРес — это произведение польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеши». В этом проекте нам надо около 27 актеров, и это преимущественно люди старше 40 лет, мы уже потихоньку начали выходить на Тюменский драматический театр, готовы рассмотреть всех желающих, потому что нужен большой пул актеров. По сравнению с тем, что мы сейчас делали, у этого проекта планка намного выше, с точки зрения звуков. Также метим на зарубежный рынок, есть кое-какие идеи. Как выйти и с чем, но сейчас вся проблема в мощностях, чтобы мы не просели ни в одном из проектов.

Артем: Мы в студии разрабатываем 3D аудиологотип для большой компании, визуально это выглядит плоско, как на телевизоре, а звук как будто позади тебя. Еще мы готовим 3D тур, виртуальный музей дизайна звука, тоже первый в мире. Человек может прогуляться, как в играх от первого лица, и понять на себе преимущества хорошего звука. На 80% он уже готов.

Евгений: Идей много, нужно только время их донести, была даже для туроператоров, полное погружение в атмосферу тура, а не просто видео с красивыми видами. Есть идея сделать мобильное приложение на основе 3D технологии. Вы надеваете наушники и погружаетесь в какое-то 3D пространство, выбираете историю, например, вы идете по мосту и слышите звук тормозов, вас спрашивают: «Что вы выберете: спрыгнуть с моста или увернуться?» Если вы уворачиваетесь, то вас сбивает машина, вам говорят, что вы сделали неправильное решение, начните заново. Это как игра, вы влияете на ход событий, могут быть как и мини-игры, так и целые сериалы, как «Война миров». Пока это только идея, но мы уже ищем команду разработчиков и имеем представление, как должно работать и как это можно монетизировать. Если не ставить планку выше, то какой смысл?

Соня Слинкина для Moi-portal.ru