Продавать или держаться до последнего? Предприниматели ответили, как поступать с бизнесом

В России запрет на работу предприятий снят, однако некоторые компании до сих пор не могут выбраться из «теневого экономического бана». Разбираемся, как найти инвестора и продать бизнес в Тюмени во время пандемии COVID-19.

Рассказываем историю тюменского предпринимателя Алены Жуковой, которая поменяла сферу транспортных услуг на онлайн-образование.

В 2019 году Алена основала диспетчерскую службу по аренде спецтехники и грузоперевозок. На запуск было потрачено около 500 тысяч рублей. Первое время попадались масштабные проекты, поэтому прибыль оправдывала вложения.

В конце марта 2020 года по всей России приостановили работу предприятия из-за коронавируса. Компания Алены терпела большие убытки — около 50%. Первое время помогало государство, однако этого было недостаточно, пришлось объявить о продаже фирмы.

Временный запрет на работу помог Алене расставить приоритеты. Она поняла, что онлайн-образование пользуется спросом, поэтому решила двигаться в этом направлении.

«Мне довелось пройти большое количество образовательных кейсов, и сейчас я создаю свои гайды по заработку в Интернете, по мотивации и даже к приложению TikTok. Я задумалась, как же масштабировать свои возможности. Знакомые предприниматели предложили продавать онлайн-курсы — я разобралась в этом и стала бизнес-партнером проекта TipTop. Это сборник актуальных онлайн-специальностей», — говорит Алена.

По ее словам, в свободное время нужно не смотреть за чужими жизнями, а обучаться. Сейчас на онлайн-специалистов есть спрос — требуются SMM-менеджеры, таргетологи, создатели чат-ботов и другие эксперты, поэтому возвращаться в стандартный бизнес Алена не планирует, ведь за Интернетом — реальность.

Алена начала развивать профиль в Instagram, чтобы стать блогером-экспертом в сфере образования, мотивации и саморазвития. Сейчас в ее блоге более 20 тысяч подписчиков. Она стала посредником между потребителями и спикерами. Кстати, курсы удобны форматом — они опубликованы в Telegram, поэтому осваивать профессии можно с телефона.

«Проект только запустился, поэтому скоро мы будем вкладывать деньги на его продвижение. В будущем начнем устраивать офлайн-встречи, я хочу рассказывать людям о своем продукте в реальности и участвовать в мероприятиях для предпринимателей. Сейчас приходится заниматься этим в соцсетях», — отмечает она.

Алена узнала, что продажей и поиском готовых бизнесов занимается компания «Бизнес Маркет». Специалисты провели оценку, подготовили документы и начали работать с покупателями.


Редакция Moi-portal.ru поговорила с основателем БМ Андреем Поповым о том, есть ли спрос на покупку бизнеса во время пандемии, в какое время лучше продавать фирму и на что обращают внимание потенциальные покупатели.

«Спрос никуда не делся, но изменился. Если раньше самыми популярными сферами для покупки бизнеса были общепит, услуги и торговля, то сейчас они реже пользуются популярностью. Появилась проблема — не хватает достойных объектов из тех сфер, которые были стабильными во время ограничений — это рестораны доставки, медучреждения и другие», — говорит Андрей.

Он считает, что сейчас не лучшее время для продажи бизнеса.

Многие думают, что во время коронавируса появилась масса предложений о продаже. На самом деле это ошибочное суждение.

«Конечно, те бизнесы, которые себя изначально плохо чувствовали, выставлялись на продажу. Однако если бизнес и в хорошее время держится плохо, работает в убыток, то во время кризиса он быстро закрывается и, соответственно, продавать становится нечего. Люди, у которых более стабильный бизнес, понимают, что сейчас не самое лучшее время его продавать, никто не даст хорошие деньги, поэтому откладывают продажу до лучших времен», — считает Андрей. 

Небольшие компании стоимостью до 500 тысяч рублей закрылись, продать их так и не удалось.

Ситуация с коронавирусом повлияла на показатели — они уменьшились более чем в три раза. В феврале 2020 года портфель компании пополнился на 199 объектов, а в мае их было всего 47. 

«Люди в это время не понимают, куда вкладывать деньги, особенно, когда рубль начал обесцениваться. Почти 100 компаний до 500 тысяч рублей закрылись — продать их не удалось. Однако за год мы продали более 50 бизнесов, и это не лучший показатель — люди боялись приобретать активы, потому что не знали, когда все это кончится», — отметил он. 

По словам Андрея, нужно донести плюсы своего бизнеса и сделать так, чтобы его ценность была выше цены.

«Упакованные бизнесы продаются быстрее. Нужно помнить, что покупатель хочет работающий бизнес — машинку по зарабатыванию денег, а не туманные перспективы и творческий хаос, который ему еще предстоит осваивать».

Он привел список вещей, на которые обращают внимание потенциальные покупатели:
— подтвержденные финансы;
— прозрачная и понятная управленческая отчетность;
— клиентская база;
— зрелость бизнес-процессов;
— роль собственника в бизнесе;
— условия договора аренды;
— готовность собственника осуществлять консалтинг покупателя;
— положительная репутация бизнеса.

А что, если не продавать бизнес?

Алена Жукова рассказала, что еще один способ получить деньги во время кризиса — покупать акции американских компаний.

«Я прошла курс по инвестициям и научилась покупать американские акции, например, Tesla, Apple и других крупных компаний. Это неплохой вариант заработка на будущее. Чтобы удачно вкладывать, нужно постоянно следить за новостями — слушать, что говорит Трамп и Путин, какие санкции вводятся, что происходит с рынком и прочее. Я училась на акциях „Яндекса“ — купила одну и смотрела, что с ней происходит. За месяц она принесла почти 2,5 тысячи рублей. Поэтому предприниматели, которые прогорели из-за коронавируса, могут поднять деньги на инвестициях», — отметила Алена.

Все же этих денег может не хватить на создание новой компании. Мы узнали об инвестициях и инвесторах у председателя комитета по финансам и налогам ТРО «Опора России» Артема Будучева.

Сложно ли найти инвестора во время пандемии?

Ситуация на рынке кардинально не поменялась, наоборот, появилось много сверхперспективных направлений для инвестирования, например, медицинские и околомедицинские услуги.

Проблема в том, что многие предприниматели не рассматривают проекты глазами инвестора, примерно 90% не считают экономику проекта — эти факторы отталкивают инвесторов, так как сырой проект — путь к провалу.

Как привлечь инвестиции?

Есть три варианта: общение и знакомства; поиск в Интернете; «Ярмарка инвестиций» — желающим помогут с презентацией проекта и получением денег.

Как привлечь инвестора?

Стоит уделить внимание экономическим расчетам, плану запуска проекта, текущей деятельности. Сделать емкую таблицу с финансовыми потоками и расчетом срока возврата инвестиционных средств. Рассчитать точку безубыточности и риски. Главное для инвестора — возврат капитала.

Подытожим:

➤ лучше тратить время на обучение, чем следить за чужой жизнью;
➤ чтобы быстро продать бизнес, он должен быть полностью упакован;
➤ во время пандемии можно поднять денег, не продавая компанию.