Красота требует жертв? О чем нам рассказывает ролик «Спасти Ральфа»

В апреле интернет активно обсуждал социальный ролик «Спасти Ральфа», который выпустила зоозащитная организация Humane Society International. Короткая мультипликация была снята в рамках кампании против тестирования косметических средств на животных. Что же из себя представляет это cruelty-free движение и как к нему приобщиться — постаралась разобраться редакция Moi-portal.ru.

С чего все началось?

Чуть больше месяца назад на YouTube-канале HSI был опубликован ролик «Спасти Ральфа», который рассказывал о проблеме тестирования косметики на животных и произвел на многих людей большое впечатление. На данный момент только официальный видеоролик собрал более 12,5 миллиона просмотров и 45 тысяч комментариев. В видео кролик Ральф давал интервью съемочной группе и воодушевленно рассказывал о своей работе, благодаря которой он может приносить пользу человечеству. 


«Самый жуткий социальный ролик», — прокомментировала пользователь TikTok colorless.owl. 

Вскоре после публикации короткометражка попала в топы молодежной социальной сети. Сейчас в TikTok у хэштега #saveralph уже более 641,7 миллиона просмотров, его русскоязычная версия #спастиральфа тоже достаточна популярна, она набрала 3,7 миллиона. 

Вслед за вирусным распространением короткометражки в социальной сети появился тренд с выбрасыванием косметики брендов из «черного списка». Некоторые пользователи пошли еще дальше и начали распространять спам-призывы в комментариях к разным роликам, в особенности под бьюти-контентом. 

@vera.polis

Я от яркости почти ослепла @makeuprevolutionrussia  inst.VERAPOLIS #verapolis #dragking #dragqueen #mua #sexy

♬ оригинальный звук - verapolis

Однако реакция общественности на социальный ролик была неоднозначной. Пока одни пользователи призывали запретить тестирование на животных, другие говорили о бессмысленности таких комментариев:

«Вы их не спасете спамом... Это так трудно понять?» — ответил на один из таких призывов пользователь _animesh_no.

Помимо этого в противовес комментаторам-зоозащитникам выступили пользователи, которые заявляли о двойных стандартах такого поведения:

@jamilya_says

А что ты сделал? #спастиральфа #saveralph #jamilya_says

♬ оригинальный звук - Brawl stars

«Это было всегда известно, только сейчас узнали, что на животных испытывают? А что насчет еды? Вы мясом не питаетесь что ли? Все резко защитниками стали», — прокомментировал видео с социальным роликом angei353.

Руководитель ДО «Круговорот» Кристина Шелемеха также поделилась своим мнением и указала на проблему самого ролика. В посте Instagram экомаркета блогер рассказала, что мультипликация «Спасти Ральфа» вызывает быстро проходящий шок, но не дает ни объяснения проблемы, ни существенных возможностей повлиять на ситуацию. 

«Шок забудется, понимания проблемы не прибавится. На сегодня вопрос этичного подхода к выпуску косметики настолько сложен, что даже эксперты во мнении сойтись не могут. Крайне мало ресурсов, куда рядовой пользователь мог бы зайти и разобраться в проблеме за пару минут», — рассказала редакции Moi-portal.ru Кристина Шелемеха.

 В чем проблема?

По данным Cruelty Free International, 80% косметических компаний мира все еще используют четвероногих подопытных для тестирования косметики. Для оценки безопасности продукта они осуществляют токсикологические испытания компонентов косметических и бытовых средств на подопытных грызунах, обезьянах и других животных. CFI утверждает, что вариантов таких тестирований достаточно много: нанесение вещества на обритую кожу, вдыхание паров или введение внутримышечно. Но один из наиболее популярных — тест Дрейза, который позволяет наблюдать за реакцией роговицы глаза на закапанный компонент. По данным, опубликованным на сайте Общества защиты животных США HSUS, во всем мире около 500 тысяч животных страдают и умирают во время подобных лабораторных тестов косметики.

Кто с этим борется?

В мировой практике существует несколько ведущих организаций, которые выступают против лабораторных тестирований на животных. Наиболее крупной из них считается Humane Society International. Именно они выпустили нашумевшее видео про кролика Ральфа. HSI — международное подразделение Общества защиты животных США (HSUS). Их главная цель — противостояние жестокому обращению с животными во всех сферах жизни. 

HSI занимаются вопросами содержания скота, выступают против убоя морских млекопитающих и борются еще со многими другими проявлениями жестокости по отношению к животным, в том числе и с тестированием на них косметики. Социальный ролик «Спасти Ральфа» был снят в рамках кампании против жестокой косметики (Be Cruelty-free Campaign). В конце мультипликации давалась ссылка на сайт, который позволял дать клятву этичности и призывал людей сказать «нет» лабораторным исследованиям в своей стране.

Более узконаправленной деятельностью занимается другая организация зоозащитников — Cruelty Free International. Они специализируются именно на проблеме проведения научных и других испытаний на животных. В основном они проводят тайные расследования и обличают лаборатории, которые занимаются исследованиями на подопытных четвероногих. 

Одно из последних разоблачений CFI рассказывало о токсикологических тестированиях в испанской испытательной организации Vivotecnia. Информацию о ситуации в лабораториях центра зоозащитной организации предоставил осведомитель, который работал на данном объекте. На отснятых видео и фото запечатлено не только проведение токсикологических испытаний, но и жестокое обращение с подопытными крысами, собаками и другими животными. Полученные материалы CFI опубликовали на своем сайте с требованием закрыть исследовательский центр, потому что его деятельность нарушает законы Испании и ЕС. Позже, 8 апреля, газета The Guardian сообщила, что региональное правительство Мадрида подтвердило проведение инспекции на объекте.

Помимо этого, CFI осуществляет программу «Leaping Bunny» и продвигает бренды, которые используют альтернативное тестирование на всех уровнях производства. Один из таких — The Body Shop, который сотрудничает с CFI уже более 28 лет. Основательница бренда Анита Роддик была одной из ведущих участниц движения за права животных в Великобритании, поэтому ее компания стала первым крупным производителем, который выступил против лабораторных тестов на четвероногих. Свой значок с прыгающим кроликом The Body Shop получил в 1997 году и вошел в список брендов-первопроходцев. На данный момент компания заявляет, что продолжает придерживаться своей этической политики. На сайте интернет-магазина есть вкладка о тестировании косметики на животных, где бренд призывает покупателей помочь им с решением этой проблемы и подписать петицию. 

Что такое Cruelty-free?

Характеристику cruelty-free получает бренд, который производит свои товары «без жестокости». Другими словами, на каждом этапе разработки продукта компания не прибегает к тестированию на животных. Продукция такого бренда имеет соответствующий значок в виде кролика, который выдается ему после получения сертификата у одной из доверенных зоозащитных организаций. Например, такую маркировку выдает PETA или Cruelty Free International. 

На сайте каждой из организаций есть условия выдачи их cruelty-free значка. На практике очень сложно определить, действительно ли компания не прибегает к тестированию косметики на животных. Vogue Russia утверждает, что, по мнению автора документального фильма Toxic Beauty Сары Джей, многие компании могут легко подделать список ингредиентов и приобрести значок cruelty-free, так как он гарантирует этичность только конечного продукта. Однако PETA и CFI уверяют, что для получения их одобрения бренд должен подтвердить, что данные методы исследований не применяются и не будут применяться даже их поставщиками ингредиентов. Cruelty Free International также требует введения мониторинга производства продукции для отслеживания и контроля производства.

Но ситуация с получением абсолютной cruelty-free характеристики все равно остается спорной. Например, в сообществе «Веганим вместе» данной проблеме посвящена статья, в которой активисты ставят под вопрос этичность некоторых альтернативных методов тестирования. Вообще возможных гуманных вариантов достаточно, например, исследования на клетках из пробирок, на частицах человеческой ткани или с помощью компьютерных моделей. Но на сайте зоозащитной организации «Голоса за животных» указывается, что альтернативные тестирования ex vivo «не полностью этичны». Такая характеристика основывается на том, что некоторые исследования из этой категории подразумевают использование куриных эмбрионов или продуктов эксплуатации животных, например, их роговицы. Напрямую в таких тестированиях четвероногие не участвуют, но вопрос об этичности подобных альтернатив все равно поднимается активистами сообщества. Они считают, что с точки зрения морали данные тесты не отличаются от обычного исследования на животных. 

Чего они добились?

На данный момент около 40 стран уже полностью или частично отказались от проведения косметических тестов на животных. Первой такой запрет ввела Великобритания, которая еще в 1998 году отказалась от подобной практики. Сейчас на территории островного государства даже действует определенная шкала оценки страданий подопытных животных, которая определяет законность проводимого на них исследования. 

В 2004 году к Великобритании присоединились остальные члены ЕС. Со временем подобные законы утвердила Австралия, Индия, Новая Зеландия и Южная Корея. Недавно к списку этичных стран присоединился штат Калифорния, который с 1 января 2020 года запретил на своей территории продажу косметических средств, протестированных на животных. При этом в списке брендов, которые были одобрены только зоозащитной организацией PETA, находится более 5000 компаний, которые используют альтернативные методы тестирования, например, Dove, Lush и NYX.

А что в России?

Пока российское законодательство все еще не запрещает проводить компаниям токсикологические испытания на животных, однако подобная инициатива уже рассматривалась: 

«В России законопроект о запрете на тестирование косметики отклонили в 2017 году. Его не пропустил Роспотребнадзор, который сделал вывод о том, что альтернативные методы тестирования косметики не гарантируют безопасность продукции», — рассказала редакции Moi-portal юрист Наталья Грибова. 

На эту ситуацию отреагировал Центр защиты прав животных «ВИТА» — официальный российский партнер CFI. Зоозащитники не согласились с основаниями отказа от проекта ФЗ «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных». Они утверждают, что неэтичные исследования на четвероногих не дают точных результатов из-за отличительных особенностей человеческого организма. Для изменения решения по данному вопросу центр организовал петицию с требованием принять закон о запрете тестирования косметики на животных на территории РФ. 

Однако в истории решения проблемы неэтичных лабораторных исследований в России были и положительные результаты:

«С 1 августа 2020 года в Евразийском экономическом союзе введены новые ГОСТы на методы тестирования воздействия на кожу IN VITRO (на искусственной коже либо искусственно выведены образцы в пробирке), исключающего использование живых организмов», — добавила Наталья Грибова. 

Фактически данные ГОСТы стали государственным стандартом Беларуси, но так как республика входит в ЕАЭС, то сертифицированная на ее территории продукция может продаваться во всех странах-участниках. До вступления в силу новых методов на территории РФ было запрещено продавать бытовую химию, которая не прошла тестирование на животных. По мнению «ВИТА», введение новых стандартов позволит более чем в два раза сократить количество неэтичных лабораторных исследований на территории РФ.

Что я могу сделать?

1. Подписать петицию. Это самый простой и доступный способ помочь с решением проблемы тестирования косметики на четвероногих в России. Найти ее можно на сайте Центра защиты прав животных «ВИТА». Они запустили эту инициативу еще в 2017 году, после отклонения законопроекта о запрете тестирования на животных.  Аналогичная петиция была организована «Альянсом защитников животных». Совместно с этичным блогером Маргаритой Морозовой они запустили кампанию #они_не_для_тестов, в рамках которой призывали поддержать инициативу о запрете тестирования косметики на животных в странах ЕАЭС. На данный момент они собрали уже более 260 тысяч подписей. Подобную деятельность поддерживает и зоозащитная организация «Голоса за животных». На странице о лабораторных исследованиях активисты предлагают возможность написать индивидуальное письмо в госорганы. Также напомним, что при сильном желании поддержать деятельность зоозащитных организаций можно с помощью пожертвований.

2. Рассказать друзьям. Многие люди до сих пор даже не задумываются о существовании такой проблемы, но эта ситуация исправима. К распространению информации о неэтичных тестированиях призывают многие зоозащитные организации, например, «Голоса за животных». Чем больше человек узнает о темной стороне косметического производства, тем актуальнее будет решение данного вопроса в России. Прочитать более подробную информацию о лабораторных исследованиях на животных можно на уже упомянутых сайтах «ВИТА» и «Голоса за животных». Платформы международных зоозащитных организаций для русскоязычной аудитории не адаптированы, но вся информация об их деятельности также находится в открытом доступе. 

3. Отдавать преимущество cruelty-free брендам. Сейчас продукцию с cruelty-free маркировкой можно найти даже на полках масс-маркетов, но стоит помнить, что не все «зайчики» на упаковках официальные. Проверить на этичность интересующий вас бренд можно непосредственно на сайтах Cruelty Free International и PETA. У последних даже есть специальное приложение Bunny Free. Ссылку на альтернативный агрегатор можно найти на сайте «Голоса за животных». В базе поисковика собрана информация из разных сертифицирующих организаций, что позволяет проверить большее количество брендов.

Полина Тутаева для Moi-portal.ru