Как в Тюмени прошли дизайн-выходные: нон-стоп лекции о контексте городской среды

В Тюмени 29 октября прошла конференция «Дизайн-выходные», где дизайнеры из разных городов России рассказали про осмысление городского пространства. Это общественный некоммерческий образовательный проект российского дизайн-сообщества. На протяжении 10 лет в разных городах России в ходе конференций эксперты безвозмездно делятся своим опытом со слушателями и реализуют главную миссию проекта — повышают уровень дизайна в регионах.

Принципиальная позиция организаторов состоит в том, чтобы мероприятия проходили на добровольной основе, вход для слушателей был бесплатным, а гонораров для спикеров не было. Такая демократичная атмосфера направлена на выстраивание эффективной коммуникации между столицей и регионами и в целом на создание дизайн-сообщества среди тех, кому это важно. 

Организатором и сооснователем проекта «Дизайн-выходные» является Вячеслав Правдзинский, а инициаторами проведения конференций в определенных городах выступают местные компании. В Тюмени соорганизаторами и спонсорами мероприятия стала команда «Конторы пароходства». Так как деятельность мультицентра во многом направлена на изучение и изменение городского пространства, то и запрос для спикеров на дизайн-выходные в Тюмени был соответствующий. После сбора мнений от дизайнеров города и администрации утвержденную концепцию в качестве запроса передают Вячеславу, он связывается с экспертами, у которых есть возможность выступить и релевантная тема.


«В начале года мы думали о проекте, в ходе которого могли бы организовать взаимодействие города, дизайнеров и активных жителей. Хотели создать цикл лекций для обсуждения городского пространства: поговорить  о том, какие, например, баннеры должны быть в городе, а какие нет, про новогодние арт-объекты и многое другое. И уже финальным мероприятием должны были стать дизайн-выходные, где можно было бы поговорить о дизайне, архитектуре, урбанистике, оформлении, познакомить всех друг с другом. В конечном итоге, состоялись только дизайн-выходные», — рассказала руководитель отдела городских проектов «Конторы пароходства» Анастасия Ларенко.

Дизайн-выходные прошли в Речном порту — это пространство по адресу ул. Гаспарова, 6 от девелопера «Брусника», который выступил партнером мероприятия. По словам организаторов, на конференцию зарегистрировались около пятисот человек, включая дизайнеров не только из Тюменской области, но и из ближайших регионов. Фактически на мероприятии побывали около трехсот слушателей.


В состав спикеров вошли арт-директоры, основатели личных брендов, исследователи, графические дизайнеры и урбанисты из Москвы, Нижнего Новгорода, Троицка, Чебоксар, Ижевска и Тюмени. Эксперты рассказывали про свой опыт взаимодействия с городским пространством, поиск идентичности, урбанистические исследования. После каждой лекции слушатели могли задать вопросы спикерам.

«Мне интересна сама суть просветительской деятельности. Мне нравится помогать людям, поэтому стараюсь приезжать на разные конференции, когда приглашают, особенно если это разные регионы России. Здесь у меня двойной интерес: во-первых, я увижу какой-то город, в котором я еще не был, и, во-вторых, встречусь и познакомлюсь с интересными людьми, расскажу что-то полезное для них. Такие мероприятия вдохновляют, это некий экспириенс и возможность побывать в непривычной для себя обстановке. В Тюмени толком еще не успел ничего увидеть, но даже тот факт, что в рамках одной площадки я познакомился с людьми, которые следят за моим брендом уже давно и ходят в моих вещах, мне очень приятен», — поделился с редакцией Moi-portal.ru основатель бренда «Антон Лисин Россия» Антон Лисин, дизайнер одежды с современным русским культурным контекстом. 


Эксперт добавил, что в дальнейшем планирует быть на таких мероприятиях не столько спикером, сколько именно куратором какого-то направления, связанного с индустрией моды и одеждой. Антон хочет вносить более масштабный вклад в образование.


Все выступления шли без перерывов, при этом некоторые слушатели приходили на отдельную лекцию к определенным спикерам, а кто-то присутствовал на всех с утра до вечера. Аудитория была разная: студенты, преподаватели, начинающие дизайнеры и профессионалы. По завершении мероприятия был показан фильм «Лепота» — киноальманах, где известные русские дизайнеры размышляют о том, что кроме балалаек и хохломы могут предъявить миру. 

Участники дизайн-выходных вместе рассуждали о том, что приемлемо и что актуально реализовывать в дизайне города, искали истоки культурного кода и предполагали, в каком направлении двигаться дальше. Такие мероприятия своей атмосферой, практической и теоретической частью вдохновляют и помогают стирать внутренние границы между столичным и региональным мироощущением, помогают почувствовать себя частью чего-то большего и выйти на новый профессиональный уровень. 

Валерия Гринашко для Moi-portal.ru