Писатель, публицист, историк, педагог
Константин Яковлевич Лагунов (16 сентября 1924 — 19 июля 2001) — человек, без которого невозможно представить тюменскую литературу. Он не только оставил богатое литературное и публицистическое наследие, но и внес значительный вклад в развитие словесной культуры региона. В советские годы руководил областными книгоиздательством и писательской организацией, проводил большие литературные мероприятия, вел уникальные творческие семинары, на которых рождались первоклассные литераторы и журналисты, помогал в публикации первых книг прозаиков коренных народов Севера. В 1992 году основал и возглавил кафедру журналистики в Тюменском госуниверситете. Издавал произведения студентов в книжной серии «Приметы XX века».
Константин Яковлевич получил множество государственных наград и удостоен званий «Почетный гражданин города Тюмени» и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Тюменский союз журналистов даже учредил премию им. К. Я. Лагунова «Публицист года». Его произведения экранизировали и ставили на театральных сценах. В Тюмени фамилию писателя носят парк и детская библиотека, созданы посвященные ему мемориальная доска (по адресу ул. Ленина, 69а, где Константин Лагунов жил с 1961 по 1976 годы) и стрит-арт.
Обычно Константина Лагунова вспоминают как автора детских книг, среди которых «Ромка, Фомка и Артос» и «Городок на бугре». На самом деле творческое наследие Константина Яковлевича куда богаче и включает в себя множество серьезных романов, рассказов, повестей и очерков об освоении Тюменского севера, об истории Западной Сибири, о духовной культуре края, а главное — о жизни сибиряков.

Литератор за пределами Тюмени
Творчество преимущественно тюменского писателя берет начало в Таджикистане, где К. Я. Лагунов несколько лет жил и работал. В Душанбе издана его первая книга — повесть «Своей тропой» (1958) о становлении советского юноши. Многочисленные очерки, рассказы и стихи опубликованы в таджикских газетах и литературных журналах. Публицистический талант Константина Яковлевича и его интерес к людям труда привели к созданию сборника очерков «Только вперед» (1958) о таджикских комсомольцах. «Утро золотой долины» (1961), дебютный роман автора, тоже вышел в столице Таджикистана. Здесь же частично написан второй роман — «Зажги свою звезду» (1964) о трудностях поиска молодым человеком своего места в жизни. Еще стоит отметить, что в разные периоды жизни К. Я. Лагунов выпустил многочисленные сборники очерков, вроде «И никак иначе!» (1962), и сборник рассказов «Ветка полыни» (1967).
Тюменский сказочник
Константина Лагунова помнят и любят за его повести-сказки для детей. В этих добрых историях писатель рисует запоминающиеся образы храбрости, решительности, верности, трудолюбия и настоящей дружбы — главных ценностей, которые всегда выручают персонажей из тяжелых ситуаций. Почти все сказки написаны рифмованной прозой и благодаря стихотворному размеру читаются весело и легко, как детские стишки. Более того, у каждого сказочного героя есть небольшая песенка, раскрывающая его характер.
Из детских книжек Константина Яковлевича, вероятно, больше всего известны повести-сказки про пса Ромку Ромазана («Ромка и его друзья», «Ромка и медведь»). Они издавались с 1977 года и позже были объединены под одним названием — «Ромка, Фомка и Артос» (1984). Также в конце 80-х вышли три серии одноименного кукольного мультфильма про приключения Ромки и его друзей.
«Жил-был пес. Черный бархатный нос.
Уши — лопушком. Белое брюшко.
Шея — дугой. Хвост — трубой.
Не старик, а бородат. Рыжая бородка.
Бахромой усы висят. Важная походка.
Звали его Ромка Ромазан».
Возрастное ограничение: 6+
В семье Константина Яковлевича жил самый настоящий Ромка Ромазан, черно-белый фокстерьер. Кроме него в доме Лагуновых обитал ньюфаундленд Мишель, который, как и товарищ по хозяину, получил сказку в свою честь.
«Живет в Тюмени черный пес.
И черный хвост.
И черный нос.
От пяток до макушки черней любой чернушки.
С какой ни глянешь стороны, пес черен и красив.
Глаза и те черным-черны.
Чернее чернослив».
Повесть-сказка «Мишель» (1992) во многом похожа на «Ромку, Фомку и Артоса». Храбрый и могучий пес Мишель всегда готов прийти на выручку. Когда зверят похищает коварный монстр Туч Липуч Каракруч и уносит в Полярное царство, главный герой с друзьями отправляются спасать малышей, в чем им помогают лесные обитатели. В повествовании немало места уделяется пейзажам тайги и описанию тюменского севера. Так, персонажи на плоту сплавляются по Туре, Иртышу и Оби, что позволяет писателю познакомить юных читателей с природой и географией родного края.
Повесть-сказка «Белый Пес Синий Хвост» (1995) более фантастична: герои путешествуют по лунной дорожке, а сам Белый Пес в завязке сюжета предстает ожившей игрушкой. Кроме того, в сказке преобладают волшебство и мифологические образы, что отличает ее от историй про Ромку и Мишеля, где многочисленные сказочные элементы тесно соседствуют с условно-реалистичной обыденностью. В остальном писатель придерживается тех же принципов повествования, что и прежде. Сюжет развивается в таежном лесу, где обитают как добрые звери-помощники, так и злые чудища, вроде лешего и оборотня.

Неудивительно, что Константин Лагунов писал повести-сказки рифмованной и ритмичной прозой: вдобавок ко всему прочему он был поэтом. Изданы три небольших сборника его стихов — «Вертолет» (1958), «Перепляс» (1961) и «Сережка-чародей» (1967). Преимущественно это веселые стихотворения для детей в духе Самуила Маршака. Лирические герои играют, пляшут, мастерят и попадают в забавные ситуации. Не обошлось в стихах без восхваления дружбы, трудолюбия и любознательности.
«Управлять мы кораблем
Будем вместе с другом.
Земли новые найдем
За Полярным кругом.
Ну, вперед, кораблик мой, —
Ветер в парус бьется,
Плещут волны за кормой,
Флаг на мачте вьется».
Есть у писателя и нерифмованная проза для детей, например повесть-сказка «Городок на бугре» (1966). Ее идея пришла Константину Яковлевичу, когда он не смог привезти дочери подарок из командировки. Тогда писатель нашел в кармане кукурузное зернышко, отдал дочке и сказал, что привез ей девочку Кукурузинку. Так появилась главная героиня сказки. По сюжету Кукурузинка и другие огородные растения возводят чудесный город Кукурпах, а затем дружно обороняют его от полчищ прожорливых мышей. Мораль на первый взгляд проста: дружба и трудолюбие, лежащие в фундаменте Кукурпаха, позволили ему расцвести и выстоять нападки врагов. При пристальном рассмотрении в сказке проглядывается социально-политический подтекст, касающийся хрущевских реформ. Однако от этого «Городок на бугре» не перестает быть доброй сказкой с веселыми песенками героев.
Другая ранняя повесть-сказка К. Я. Лагунова — «Зяблик» (1967) — полностью погружена в социально-политический контекст, так как ее сюжет развивается в годы гражданской войны. Мальчик Аркаша, прозванный Зябликом, по приказу красноармейцев проникает в деревню, занятую белогвардейцами. Герою в его миссии помогают говорящие растения и животные. На фоне голода и разрухи войны разворачивается сказочная история, где верность и дружба преодолевают любые препятствия.Т«Защитники города ликовали. И Перчик, и Репь Репьевич, и Старший Травинка, и Соломинка, и Одуванчик, и все-все жители дружного города Кукурпаха славили Кукурузинку — за выдумку, Пахтачка — за храбрость, светлячков — за помощь».
Певец нефтяной Тюмени
Творчество Константина Лагунова для детей не ограничивается сказками и стихами. Из-под пера писатели вышли и реалистические произведения: документальные рассказы «Как искали тюменскую нефть» (1979), «Здравствуй, тюменская нефть» (1982) и сборник маленьких повестей «Звезда Семена Урусова» (1985). Они призваны познакомить детей и подростков с историей освоения нефтяных недр Тюменской области. В сюжетах участвуют реальные люди — известные буровики, газовики, авиаторы, строители, геологи и другие рабочие, которые внесли свой вклад в поиск и разработку западносибирских месторождений. К. Я. Лагунов в легкой форме рассказывает о трудностях, с которыми столкнулись пионеры тюменской нефтедобычи в таежных лесах, о силе человеческого духа и о «величие труда — главной ценности человечества».
Не стоит забывать и рассказ «Над тайгой» (1985), повествующий о работе вертолетчиков в тюменской тайге.
Освоение нефтегазовых богатств Сибири — одна из центральных тем в книгах Константина Яковлевича Лагунова, прежде всего в романе «Ордалия» (1970) о первооткрывателях сибирской нефти. Написанию книги предшествовала долгая работа в архивах, в том числе с засекреченными документами. В основу сюжета легла реальная история геологов, обнаруживших нефтяные месторождения в Западной Сибири в 30-е годы. «Ордалия» — это авторское осуждение геологической элиты, которая замалчивала подвиг первооткрывателей, и попытка восстановить справедливость. Позже вышел переработанный в угоду цензуры вариант романа под названием «Одержимые» (1974). По нему снят двухсерийный художественный фильм «На таежных ветрах» (1979) и поставлен спектакль в Тюменском драмтеатре.«С той поры геологи-нефтеразведчики каждый год открывали все новые и новые нефтяные месторождения. На карте Тюменской области появлялись одно за другим крупные нефтяные месторождения — Усть-Балыкское, Сургутское, Мегионское, Самотлорское... Стала земля Тюменская самым богатым в стране нефтедобывающим районом».
Возрастное ограничение: 0+
А историю, вдохновившую «Ордалию», писатель подробно изложил в документальной повести «Свадебный марш» (1984).
Другой роман с нефтегазовой проблематикой — «Больно берег крут» (1979). Он повествует о первых сибирских нефтяниках, в которых автор видит настоящих героев эпохи освоения Тюменского севера. Эти люди одержимы своей работой и преданы общему делу. Они носители особого «сибирского характера», который выражается в непоколебимой стойкости, трудолюбии, честности, верности своим и коллективным идеалам. Эти же качества К. Я. Лагунов прославляет уже на примере реальных личностей в документальной повести «Жажда бури» (1981), посвященной нефтяникам Самотлора. По «Больно берег крут» снят телеспектакль.«В произведении в смертельной схватке сходятся добро и зло, герои, преданные совести и чести, и лицемерные карьеристы. Сибирская природа обнажает их нравственный выбор, корысть одних и трудную правду других».
Обладают «сибирским характером» и герои романа «Бронзовый дог» (1982). Это история о жизни заполярных газовиков и о личной драме главного героя, столкнувшегося с глубоким внутренним конфликтом. Среди северных просторов развивается нравственное противостояние между честными и трудолюбивыми нефтедобытчиками и лицемерным руководством, которое наплевательски относятся к рядовым рабочим. Роман читался как острая критика тюменского партийного руководства, из-за чего, как и «Ордалия», долгое время подвергался нападкам со стороны власть имущих.
Летописец земли тюменской
Другая важнейшая тема для Константина Лагунова — история Сибири и людей, ее населяющих. В автобиографичном романе «Так было» (1966) рассказывается о жизни сибирской деревни времен Великой Отечественной войны. Основываясь на личных воспоминаниях, автор воссоздает суровый быт народа в военные годы и показывает героизм тружеников тыла, которые самоотверженно боролись за общую победу и собственное выживание. Повествование во многом документально, а некоторые герои списаны с реальных людей. Книга была инсценирована в Тюменском драмтеатре.
Заметной вехой в исторической прозе К. Я. Лагунова стал роман «Красные петухи» (1978) о крестьянском восстании в Западной Сибири 1921 года. Писатель много работал в архивах и встречался с живыми свидетелями тех трагических событий, чтобы понять, что же вынудило мужиков пойти против Советской власти, даровавшей им землю и свободу. В «Красных петухах» восстание представлено кулацко-эсеровским мятежом и безусловно осуждается, но еще показана его социально-политические причины и подчеркнута трагедия крестьян, ставших жертвой большого исторического слома. А уже в документально-публицистической повести «И сильно падает снег…» (1992) Константин Лагунов по-новому осмысляет сибирский бунт, признает его закономерным ответом крестьян на грабительскую политику красной власти. В конце концов оба произведения — правдивое свидетельство кровавых событий и попытка осмыслить их, поняв обе стороны конфликта. По «Красным петухам» поставлен спектакль в Тюменском драмтеатре.
Интересовала Константина Яковлевича и религиозная жизнь Сибири. Ей посвящена документальная повесть «Иринарх» (1993) о миссионерской деятельности священника Ивана Шемановского на рубеже XIX-XX веков. Произведение представляет из себя жизнеописание отца Иринарха, просветителя северных народов, а главным мотивом служит непростой путь героя, его нравственные искания.«Я хочу, чтоб эта книга стала первой свечой, зажженной в память о безвинно убиенных в зиму 1920— 1921 года. В память о "белых " и "красных"; о тех, кто восстал и о тех, кто подавил восстание — о десятках тысяч человечьих душ, угодивших под колеса большевистского красного террора».
Самым фундаментальным историческим сочинением в творчестве К. Я. Лагунова безусловно можно назвать роман «Отрицание отрицания» (1998), действие которого разворачивается в разных временных эпохах, от конца XVIII века до 80-х годов XX столетия. В философской эпопее автор на примере нескольких поколений сибирской семьи рассуждает о добре и зле, любви и ненависти, сострадании и жестокости и ищет путь к правде. «Отрицание отрицания» — это поучительная история о том, что мир постоянно меняется, но основополагающие нравственные ценности сквозь года остаются прежними.
«Правда — хлеб души. Насущный и неприедаемый. Правда — родник животворный, вечно движущий и обновляющий жизнь. Поклоняющийся правде — благодарности достоин. Проповедующий правду — пророк. Душу положивший за правду — святой...»
Гражданин Тюмени
В своем творчестве Константин Лагунов обращался как к прошлому, так и к настоящему России и Тюменской области в основном через публицистику. К примеру, исповедальное эссе «Пред Богом и людьми» (1993), в котором писатель искренне повествует о жизни, работе, творчестве, духовных и нравственных исканиях, а в конце задает вопрос: куда движется страна и он вместе с ней. Или сборник «Портреты без ретуши» (1994) о литераторах Западной Сибири. Эта книга призвана бороться с упадком сибирской культуры, вызванным общественно-политической ситуацией в России 90-х. К. Я. Лагунов стремится напомнить землякам и рассказать молодежи о великих деятелях тюменской литературы. Даже в учебнике для журналистов «Через Голгофу на Олимп» (1995) Константин Яковлевич проявляет активную гражданскую позицию, рассуждая о проблемах новой эпохи, в которую вступила страна. Он не только делится с читателями журналистскими знаниями и мудростью, но и анализирует процессы, происходящие в современном ему обществе.
«Что сильней всего угнетает и тревожит меня ныне? Катастрофическое, стремительное падение нравов. Духовное обнищание народа. Торжество звериных начал в человеке, в обществе, в стране».
Естественно, писатель осмыслял современность и в художественных произведениях. Эпоха перестройки и ее нравственная проблематика отражены в романе «Завтрак на траве» (1987). В нем выведена мелочная и тщеславная интеллигенция областного города, готовая ради бытовых удобств закрывать глаза на преступления власть имущих. А постсоветская действительность со всеми ее тяготами и лишениями показана в романах «Добыча дьявола» (1999) и «Абсурд» (1999), вышедших под одной обложкой. В них автор изображает духовную деградацию людей, говорит о нравственности, которая «задыхается в денежном мешке», и о культуре, которая «обмелела, растеклась, покрылась пеной». Эти философские романы — попытка заставить людей опомниться, спасти себя и свое Отечество, которое стало добычей дьявола и царством абсурда.
Болезненные темы, затронутые в «Добыче дьявола» и «Абсурде», перекочевали в роман «Самоеды» (2003), изданный уже после кончины Константина Лагунова. В предсмертной книге писатель обличает пороки современности и изображает социальные бедствия, захлестнувшие общество: неуемные похоть и алчность, распространение наркотиков, исчезновение нравственных ориентиров. Автор демонстрирует, как ломаются судьбы хороших людей, оскверненных жаждой богатств и удовольствий, и в последний раз предостерегает читателей от соблазна отказаться от вечных духовных ценностей в угоду мимолетным низменным благам.
Игорь Грачев для Moi-portal.ru