Элемент не найден!





Телефон недоверия: пять схем, которыми пользуются мошенники

Телефонные аферисты – народ изобретательный. Они отправляют смс с вредоносными ссылками, звонят от якобы банка, обещают вклады под огромные проценты. Издание «Дружи с финансами» собрало пять самых популярных схем мошенников, а также что нужно делать, чтобы не попасться на удочку преступников.

В 2018 году почти 78% финансовых мошенничеств, по данным ЦБ РФ, было совершенно с помощью Интернета и телефона. В зависимости от целей телефонных преступников можно разделить на три группы.

1.      «Вымогатели денег» с помощью пустых обещаний, угроз или шантажа пытаются вынудить или совершить денежный перевод в их пользу.

2.      «Похитители данных» стараются выяснить данные вашей банковской карты, ПИН-код, CVV-код.

3.      «Мастера скрытых продаж» заставляют вас выполнить какое-то действие (совершить ответный звонок, послать ответное СМС, набрать комбинацию цифр на телефоне и т. д.), которое подпишет вас на мошеннический сервис.

Преступники могут знать ваши ФИО, дату рождения, адрес проживания. Эти сведения можно получить из открытых источников или различных платных баз данных. Иногда в аферу вовлечены несколько человек, каждый из которых играет свою роль и звонит с нового телефонного номера.


«Вашу карту надо заблокировать»

Что происходит? Вам звонят с телефона, который определяется как официальный номер банка и предупреждают, что с вашей карты хотят списать деньги. При необходимости могут назвать ваши паспортные данные, последние транзакции, а иногда даже остаток по счету. Собеседник предлагает перевести средства на «защищенный» счет, а вашу карту заблокировать. Для этого нужно всего лишь назвать код, который придет в сообщение от банка.

Что делать? Никому не сообщать никакие данные о своих платежных картах, CVV-коды или одноразовые коды 3D-Secure, — даже тому, кто звонит с номеров банка и представляется его сотрудником. Единственный вариант удостовериться, что вам действительно позвонили из банка, — положить трубку, найти телефон контактного центра (он напечатан на обороте карты) и самим перезвонить по нему.

«Откройте вклад под 20% годовых»

Что происходит? Мошенники отправляют смс с предложением открыть вклад под процент гораздо выше среднерыночного или получить дешёвый кредит. Имя банка-отправителя неизвестное, к тому же выгодная акция скоро заканчивается и звонить нужно прямо сейчас. Если позвонить с уточнением, то вам предложат перевести средства на «сберегательный» счет, так как в вашем регионе филиала этого банка нет.

Что делать? Обязательно проверить в справочнике кредитных организаций на сайте Центробанка РФ, работает ли ещё этот банк. А если работает — узнать его официальный сайт и телефон, позвонить и расспросить о процентных ставках и необходимых документах.


«Здравствуйте, я по объявлению»

Что происходит? Вам, после того как вы выставили на продажу вещь на онлайн-сервисе, звонит покупатель и говорит, что готов отправить деньги на карту сейчас, а за покупкой заедет завтра. После звонит «сотрудник банка», который спрашивает ждете ли вы перевод на такую-то сумму. После сверки основных данных он отправляет вам в СМС код, который вы должны переслать покупателю, — только тогда перевод можно будет осуществить. Вы действуете согласно полученной инструкции.

Что делать? Стоит сразу обратиться по официальному телефону в банк и объяснить, что вы, скорее всего, стали жертвой мошенников. Банк может успеть заблокировать подозрительную операцию и «заморозить» движение списанных с вашей карты средств.

«Мама, я попал в аварию»

Что происходит? Раздаётся телефонный звонок, и мужской дрожащий голос говорит: «Мама, я попал в аварию, нужно 30 тысяч, за деньгами заедут». Иногда на телефон приходят смс с подобным содержанием.

Что делать? Нужно всегда проверять информацию о любых несчастных случаях, якобы произошедших с вашими родственниками, прежде чем отдавать деньги незнакомым людям.


«У вас есть неоплаченный штраф»

Что происходит? Вам приходит смс с напоминаем о том, что необходимо оплатить штраф ГИБДД или задолженность по коммунальным услугам. В сообщении указывают ссылку на сайт, где можно провести платеж или короткий номер, на который можно отправить смс для его оплаты. Пользователь переходит по фишинговой ссылке, вводит данные своей карты, деньги с его счёта списываются — но попадают совсем не на счёт искомой организации, а в карман мошенникам. 

Что делать? Нужно установить на смартфон антивирусную программу, никогда не переходить по ссылкам из смс и проверять все штрафы на официальных сайтах.

Как правило, информация об очередном виде мошенничества по телефону распространяется довольно быстро. Те, кто избежал обмана и те, кто попался на уловки, публикуют свои истории в Интернете, а финансовые институты выпускают официальные предупреждения и просьбы быть бдительными. 

А с какими способами телефонного мошенничества сталкивались вы? 

Оцените материал: