(от англ. costume play — «костюмированная игра»)
Косплей — молодежное движение, которое представляет собой перевоплощение в героев компьютерных игр, кино, литературы, комиксов, аниме и манги. Косплееры не только воссоздают костюмы, но и передают характер, пластику тела и мимику персонажей.
(также ролевое движение или движение ролевых игр)
Впервые эта костюмированная игра появилась в 1939 году. Ее основателями принято считать жителей США Форреста Аккермана и Миртл Джонс. На первом Всемирном конвенте научной фантастики (далее Worldcon) в Нью-Йорке они предстали в образе героев космооперы.
Серьезный интерес к созданию нарядов появился в начале 60-х годов. Заинтересованные поклонники этого творчества тратили на создание образа огромное количество времени и денег. Костюмы той эпохи постепенно начали отходить от темы человека или существ из будущего. Участники маскарадных мероприятий начали перевоплощаться в супергероев и эльфов.
В 1970 году состоялся первый ивент для гиков San Diego Comic-Con. Сегодня он является главным событием для мирового косплей-движения. Проект превратился во франшизу, которая организует подобные фестивали по всей планете.
Дружеская костюмированная вечеринка в середине 70-х годов превратилась в серьезный конкурс. У мероприятия появилось жюри, которое оценивало детализацию, качество исполнения творческого номера.
В 1984 году в качестве судьи на конкурс был приглашен японский писатель Нобуюки Такахаси. Гость остался под большим впечатлением от представления и стал распространять эту идею на родине. В первую очередь интерес к переодеванию в персонажей проявили поклонники аниме. Примерно в это время в стране восходящего солнца зародился термин «косплей».
Пика популярности в начале 90-х достигает аниме, которому косплееры уделяют большое внимание. В массе рождается мнение, что за созданием косплея стоят именно японцы. Все из-за того, что именно в этот период конкурсы выходят на международный уровень, Интернет наполняется сайтами, посвященными гик-культуре, в них пользователи находят друзей по интересам, делятся опытом и советами по изготовлению костюмов.
В России это движение начало появляться в 1999 году. О новом увлечении молодежи впервые тогда написали в статье журнала «Великий Дракон».
В сентябре 2001 года в Сети появился русскоязычный сайт с фотографиями зарубежного косплея. Со временем ресурс начал публиковать первые творения российских фанатов аниме и манги.
Ролевики — субкультура людей, которые играют в ролевые игры, преимущественно живого действия.
Основателями ролевого движения считаются члены Клуба любителей фантастики, которые в 1989 году решили воссоздать действие, описанное в одной из книг Дж. Р.Р. Толкина. Эта идея настолько понравилась участникам Клуба, что в итоге превратилась в ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Толкина.
В 1993-1994 годах количество ролевых игр начало расширяться. Поклонники этого движения собирались, чтобы поиграть как по книгам Толкина, так и по другим фэнтезийным вселенным, а также на исторические тематики.
В нашей стране первые ролевики начали появляться в 1982 году, когда вышла первая глава трилогии Толкина «Властелин колец». На реке Мане в Сибири в 1990 году прошли первые Хоббитские Игрища. На этом событии была представлена классическая сюжетообразующая модель ролевой игры — противостояние добрых и злых сил, столкновение и взаимодействие разных «народов» — людей, эльфов, гномов, хоббитов, орков и прочих.
Периодом становления движения в нашей стране следует считать с 1990 по 1994 годы. Тогда ролевиками становились различные группы, имевшие несходные интересы и позже оформившиеся в самостоятельные направления.
Начиная с 1994 по 1997 годы происходит постепенная специализация внутри движения. Мастерские группы работают над созданием игр разного типа. К 2000 году происходит окончательное становление специфических групп внутри движения и его расслоение.
В настоящее время ролевое движение представляет собой общность, весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Ролевиками в основном становятся студенты, учащиеся старших классов, представители технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь.
Реконструкторы (иногда применяется сленговое «реконы») — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства.
Среди истоков исторической реконструкции стоит отметить французский обычай воспроизведения Битвы при Ватерлоо, зародившийся спустя несколько десятилетий после самой битвы.
Историческая реконструкция как хобби в СССР появилась в 1976 г. в Ленинграде. Это была группа молодых друзей и единомышленников во главе с Олегом Соколовым, которые занимались «живой» историей армии Наполеона. Как правило, увлеченным исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период.
В 1987 году в связи с 175-летием Отечественной войны 1812 года первые клубы реконструкторов СССР устроили поход по местам боевой славы этой войны. Это считается началом организованного движения реконструкции в России.
В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ешё не успели полностью оформиться в субкультуру. В настоящее время реконструкторы объединяются в «Клубы исторической реконструкции» (КИР), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д.
В 1940 году идея Аккермана и Джонс начала набирать обороты. Уже на следующем Worldcon организаторы провели бал-маскарад, где среди участников прошел конкурс на лучший костюм. Конвент закрепил маскарад в качестве своей традиции.
Первый конкурс на лучший косплей-костюм состоялся в 1956 году. В номинации «Лучший костюм» победительницей тогда была признана жена писателя Вилли Лэя Ольга. Талантливая женщина была первым профессиональным костюмером.
В Воронеже в 2002 году прошел крупный аниме-фестиваль. Событие вывело российский косплей на новый уровень. Костюмы на этом событии впервые демонстрировались с игрой на сцене и была проведена первая крупная фотосессия. Толчком к стремительному развитию косплея в стране стали аниме-выставки и фестивали, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже, Краснодаре, Казани.