Лекция Константина Мильчина «Нескучно о культуре»

В минувший вторник в «Медиаполисе» читал лекцию главный редактор сайта «Горький» Константин Мильчин. Он уже не первый раз приезжает в Тюмень. Два года назад он был спикером на проекте «Медиаполигон: Тюмень-24». На этот раз критик – эксперт Областной студенческой весны. В её рамках он рассказал всем желающим «Нескучно о культуре». Вот краткая, но, как нам кажется, полезная выдержка из его лекции.

Есть два признака хорошего текста. Хороший текст – это, в первую очередь, написанный текст, который уже выложен в социальные сети или отправлен редактору. Вторым критерием может выступить правило: текст должен быть интересен хотя бы его автору. Если он неинтересен даже вам, он не будет интересен никому.

Перед написанием рецензии:
1. Внимательно ознакомьтесь с объектом её написания. Казалось бы, такое простое условие, но ни в коем случае нельзя им пренебрегать. Однако даже если вы честно ознакомились с текстом, фильмом, спектаклем и т.д., старайтесь избегать категоричных заявлений относительно содержания. Так как наша память может сыграть с нами злую шутку.
2. Изучите историю вопроса. То есть историю того вида искусства, о котором будете писать. Без этих знаний вы будете бездельником и графоманом.
3. Узнайте об авторе. При возможности познакомьтесь с его предыдущими работами. Берите информацию не из «Википедии», а из нескольких проверенных источников. «Википедию» можно использовать, как ресурс с полезными ссылками.

После того, как вы всё это сделали, можно садиться за рецензию. С чего же начать? Почти у каждого автора есть боязнь белого листа. Чтобы избежать этой проблемы, начните с выходных данных: название, автор, годы и прочие вещи, без которых не обойтись.
Самая простая и универсальная структура любой рецензии:
1. О чём?
2. Кто автор?
3. Зачем нам это «пробовать»?
Начинающему рецензенту достаточно придерживаться её.

Первое предложение можно начать с цитаты. Но следующее нужно обязательно связать с нею. В любом случае первые строки должны зацепить, заинтересовать читателя. Поэтому в первый абзац стоит вынести какую-то вашу важную мысль о произведении. Но она не должна быть единственной в тексте. Ещё как минимум одну лучше высказать в конце. В идеале это такие мысли, которые могли прийти в голову любому, но пришли только вам. Чтобы у читателя случилось озарение после прочтения: «Точно, как я сам этого не понял?»
Чем же хорошая рецензия отличается от стандартной? В хорошей рецензии всегда есть какая-то своя «фишка». Например, можно описать литературный роман как ужин, как песню, как спектакль и наоборот. Можно придумывать свои слова, словарные обороты, необычные метафоры. В идеале в каждой вашей новой рецензии стоит использовать и новую «фишку».

Когда текст наконец закончен, его обязательно нужно перечитать и выкинуть всё ненужное:
1. Штампы, банальности, повторы
2. Внимательно проверьте знаки. Если в тексте есть многоточия, тире, скобки, точки с запятой, постарайтесь избавиться от всех этих знаков.
3. Если есть очень длинные предложения, разбейте их на несколько простых. Имейте мужество поставить точку.
Вот вы, наконец, опубликовали текст. Его даже читают, и он нравится людям. Но не стоит забывать, что успеха и результата вы добьётесь лишь регулярностью написания, а также его качеством.

Всегда помните, что главная задача рецензии – чтобы человек захотел сам познакомиться с её объектом.