Рецензия на мюзикл «Элизабет» театра Такарадзука

Такарадзука – японский театр, в котором играют только женщины. Этот театр ничем не уступает по известности театру Кабуки. Кабу́ки — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

В Такарадзука играют только женщины: «отоко-яку», то есть актрисы мужских ролей и «мусумэ-яку» — актрисы, играющие только женщин. Причем, как и в театре Кабуки, актрисы строго распределены по амплуа: если во время обучения девушка стала «отоко-яку», то она всю жизнь будет играть только мужчин. Если ей однажды и доверят женскую роль, то это будет сильная мужественная героиня. «Мусумэ-яку», как правило, в их тени. Последние по популярности уступают «отоко-яну», иногда японки ездят за труппой по всей стране, стоя по несколько часов в очереди, только чтобы получить автограф или вручить подарок горячо любимой актрисе.

Также у этого театра есть строгий кодекс и их обитательницам необходимо его строго соблюдать. Например, актриса вне театра не может выходить в свет в сопровождении кого-то, кроме отца или брата, в противном случае будет нанесено оскорбление принципам театра.

Такарадзука всегда собирает огромное количество гостей, в основном, конечно, женщин всех возрастов. Чтобы попасть на спектакль, вам придется встать в 5 утра, к 6 стоять у кассы, а далее долгие часы провести в очереди, где люди приходят с едой и раскладными стульчиками, дабы облегчить ожидание.

Как вы уже поняли, театр Такарадзуку уходит корнями в культуру и традиции Японии. Тем не менее в театре ставятся спектакли, посвященные истории других стран. Один из таких спектаклей мы рассмотрим сегодня.

АКТ I

История австрийской императрицы Элизабет, известная всей Европе как Сиси. Историю рассказывает неизвестный мужчина, находящийся на суде, где его обвиняют в убийстве Императрицы. На протяжении двух актов он будто контактирует и с миром живых, и с одним из главных героев — Смертью. Что намекает нам на неоднозначный статус рассказчика. И не жив, и не мертв.



Восстаньте и говорите о ней вновь

В самом начале перед нами предстают абсолютно все герои повествования, причем уже мертвые. Каждый из них поет о том, какой они знали Элизабет. Кто-то говорит, что она ненавидела людей и всегда прятала лицо за веером, другие же, что она была застенчивой и всегда была одна. Несмотря на абсолютно разное мнение о ней, все в один голос поют «Никто не знал правды Элизабет…» Что намекает нам на неоднозначность героини.

Смерть – один из главных героев этой истории

Смерть поет о том, как она хладнокровно забирает людские души и ничего, кроме страданий и печали, не видела. Но однажды она совершила ошибку.

Детство Элизабет (Сиси)

Нам показывают детство Сиси. Будучи членом знатной семьи, ей не о чем заботиться и волноваться. Сиси беззаботная, веселая и жизнерадостная девочка, ей чужды манеры и светская жизнь, она хочет быть «свободной, как цыгане». Играя с младшими братьями, Сиси решает пройтись по веревке, натянутой меж двух деревьев, но, не удержав равновесия, она падает и умирает.

Первая встреча Смерти и Сиси

Смерть по обычаю встречает новую душу в мире мертвых. Но, посмотрев на только что прибывшую очередную душу, замирает. Смерть поет:

«Взгляд этих глаз обжигает мою душу и заставляет затаить дыхание, кажется, растопит мое холодное сердце. Вроде обычная девушка, но заставляет меня трепетать. Теперь я не в силах лишить тебя жизни. Я желаю, чтобы ты меня полюбила, будучи живой».

И возвращает душу Сиси обратно в мир живых.

Император Фран-Иосиф и его мать эрцгерцогиня Софи

Мы видим, что на все решения императора влияет его мать, которая с детства внушала ему быть безжалостным и непоколебимым. Мы видим, как бедная женщина умоляет императора не приговаривать к смерти ее сына.

Тогда император и мать поют одновременно

Иосиф — Если бы у меня был выбор, то я бы был известен... Софи — Будь сильным! Строгим! Иосиф — Как добрый, терпимый и благосклонный правитель. Софи — Будь хладнокровным! Беспощадным! Под влиянием своей безжалостной матери Император все-таки приговаривает некого мужчину к смерти.

Помолвка Императора и Елены

Семья Элизабет приезжает к императору. Сестра Сиси — Елена, которую намерены выдать замуж за Иосифа. Именно она должна была выйти замуж, она этого хотела. Сиси неинтересны все эти светские мероприятия, она «бесится», бегает по залу и играет с апельсинами. Император был очарован невинностью и простотой девушки, он сразу влюбляется в Сиси и объявляет, что намерен жениться на ней, вопреки планам родственников. Он предупреждает Элизабет, что жизнь императрицы — это жизнь ради народа. В ней нет места развлечениям и собственным желаниям. Но тем не менее он будет рядом с ней.

Элизабет смущена, но она соглашается, надеясь, что в будущем они полюбят друг друга и их любовь будет «цвести все сильнее». Она в силу своего простодушия и юного возраста не поняла, насколько тяжелой и невыносимой окажется жизнь при дворце.

Свадьба Элизабет и Императора

Параллельно миру живых, которые поют о неудачном выборе Иосифа и о том, как плоха сама Элизабет: слишком глупа, слишком невоспитанна, слишком небрежна и неаккуратна, исполняет свою песни и смерть. Та говорит, что не будет вмешиваться и будет ждать, пока Элизабет сама захочет попасть в ее объятия.

Мы видим, как Элизабет «кочует» между миром живых и миром мертвых. Когда Император отходит от нее, она вдруг остается одна, приходит Смерть.

«Ты выбрала его. Сбежав от меня. Вы делаете вид, что любите друг друга. Но даже в объятиях императора ты украдкой смотришь на меня, улыбаясь. Последний танец принадлежит лишь мне. Тебе суждено со мной танцевать! Победа будет за мной».

Жизнь Элизабет во дворце

После первой брачной ночи мать Императора, новоиспеченная теща Элизабет, врывается к ней в 5 утра, всячески критикуя и контролируя каждый ее шаг, включая чистку зубов. Софи доводит Элизабет до истерики, та в свою очередь жалуется мужу, что та не дает ей покоя. Но Император слишком подвержен влиянию своей матери, он не поддерживает жену, говоря, что все, что делает его мать, — лишь на благо. Тогда Элизабет впервые чувствует себя одинокой и покинутой, теперь она понимает, что так будет всегда, каждый день, каждый час. Ей не привычна такая жизнь, она не хочет быть марионеткой и «просто красивой куклой», она хочет быть свободной, принадлежать сама себе. Элизабет уже было достала кинжал, дабы освободить себя от мук. Но, не решаясь, обещает себе стать сильной, обрести власть и независимость.

«Я буду жить свободно! Даже если я часть императорской семьи, но я не позволю ей отнять свою жизнь. Эта жизнь может быть вверена только мне!»

В первый год брака Император был очень занят. Молодая жена была вынуждена дожидаться его одна. На второй год брака у них родилась девочка. Но ее освободили от воспитания ребенка, Софи отобрала дочь у невестки, дав внучке свое имя — Софи. Элизабет заявляет мужу, что его мать зашла слишком далеко и надо что-то с этим делать. Но Император в очередной раз не поддерживает жену, заявляя, что у его матери больше опыта. На третий год родилась еще одна дочь, но и ту вновь отбирает Софи.

Красота — ее главное оружие. Император внушает Элизабет, что ее красота — ее главное оружие. Он просит поехать ее с ним в Венгрию, дабы завоевать сердца людей, она соглашается взамен на то, что дети вернутся к ней. Надев платье в виде флага Венгрии, императрица завоевывает сердца народа.

Новости о красоте императрицы очень быстро разлетелись, и с тех пор Элизабет стала более значимой фигурой в политике. Она начала усиленно следить за своей внешностью. В это время Смерть в обличии человека затевает беспорядки и хочет свергнуть монархию. Точнее, хочет, чтобы люди этого желали.

Элизабет и ее сын кронпринц Рудольф

Родив мальчика, Софи в очередной раз отбирает ребенка у Императрицы. Софи воспитывает внука в ежовых рукавицах, применяя физическую силу. Элизабет настолько привыкла быть одинока, что больше не подпускает к себе мужа. Она ставит перед ним ультиматум: либо она, либо его мать. Тогда Иосиф уходит, не дав ответа. Смерть вновь приходит к своей возлюбленной, заманивая ее в свои холодные объятия. Но Элизабет прогоняет смерть, заявляя, что станет сильной и ей никто не нужен. В это время в народе растут недовольства. Денег нет, продуктов нет. Смерть активно пользуется этим, разжигая ненависть народа к монархии.

Император все же соглашается принять сторону жены, и отныне воспитанием детей и своей жизнью распоряжается только она.

Акт II

Элизабет, словно птица Феникс, перерождается. Становится более сдержанной, взрослой, а самое главное — независимой и влиятельной. Теперь она не просто красивая пешка в политических играх. Она установила мир между Францией и Венгрией. Но, несмотря на ее новый статус, она сталкивается с новыми трудностями. Рудольф — сын императрицы —  жасно тоскует по своей матери, у него отобрали счастливое детство, он жил все это время в страхе и одиночестве, так же как Элизабет. Но, несмотря на приобретенную свободу, она взвалила на себя огромные обязанности перед страной. Они вновь разлучены.

Рудольф постоянно тянется к своей матери, он жаждет ее любви, теплоты, внимания.

Матери императора не нравится такой расклад событий. Ее авторитет и влияние рассыпается словно песочный замок. Тогда Софи предпринимает выбить «клин клином, меч мечом, а женщину — женщиной». Софи приглашает множество прекрасных девушек во дворец, надеясь, что одна из них сможет соблазнить императора. И у нее это получается.

Элизабет в свое время продолжает работать над своей внешностью, ничего не ест и только делает упражнения. Тогда под видом лекаря Смерть вновь посещает императрицу. Но не с целью излечить, а с целью показать фото, где ее муж ей изменяет. Надеясь, что теперь Элизабет захочет уйти с ним, Смерть вновь получает отказ.

«И все-таки придет время, когда ты сама захочешь умереть».

Отсутствие Элизабет

Императрица на долгие годы уезжает колесить по Европе, напрочь позабыв о муже, о детях. В ее отсутствие умирает мать императора — Софи. Император надеется, что после смерти матери Элизабет вновь вернется к нему и они наконец-то заживут счастливо. Кронпринц Рудольф уже вырос, но члены семьи очень далеки друг от друга. В отсутствие Элизабет Рудольф становится все более депрессивным, а его отец все более ожесточенным и враждебным по отношению к нему.

Сцена в больнице

Императрица пожелала посетить больницу и помочь ее обитателям. Там она встречает сумасшедшую девушку, которая считает себя Императрицей Элизабет. Настоящая Элизабет заявляет сумасшедшей, что она в отличие от нее — свободная. И если б можно было бы, она бы с удовольствием поменялась с ней местами, а подражательница не выдержала бы того одиночества, что она испытывает.

Возвращение матери

Наконец-то после стольких лет Элизабет возвращается во дворец. Там ее с распростертыми объятиями встречает сын, он так жаждет ее внимания, ее любви. Но из-за всего что произошло, из-за того, что детей отобрали у матери в раннем возрасте, Элизабет не может проявить к сыну материнских чувств. Все вокруг сделало ее апатичной. Несмотря на то, что они с сыном так похожи, она отказывается дать ему материнской нежности и поддержки. Тогда сломленный Рудольф совершает суицид, все, что его держало в этом холодном, жестоком мире,  — это надежда. Надежда на то, что когда-нибудь они с матерью станут близки. Но этого не произошло. Только после смерти Элизабет понимает, что они двое — отражение друг друга, две неприкаянные одинокие души, которые изо всех сил искали любви.

Воссоединение возлюбленных. И теперь уже Элизабет умоляет забрать ее жизнь, избавить ее от мук и жестокости бытия. Но, несмотря на долгие ожидания, Смерть отказывает ей, заявляя, что она до сих пор ее не любит. Теперь в мир иной отошел и сам Император. Отныне Элизабет живет только мечтой о Смерти. Тогда Смерть подсылает нашего рассказчика убить его возлюбленную.

Элизабет, вновь молодая, чистая, невинная душа, предстает перед смертью, уже без страха, без терзаний, лишь наполненная любовью, она растворяется в объятиях Смерти.