Модный – эксклюзивный или типовой?

Многие люди стремятся «не быть как все» и слово «мода» для них означает именно это. Но так ли все на самом деле? В лексическом словаре «мо́да» (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время. Понятие моды, как правило, подразумевает непрочное и быстро проходящее установление. Принято считать, что моду поддерживают два основных устремления. Первое — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус. Второе — давление социальной системы: страх оказаться вне общества, боязнь изоляции.

Предлагаем перейти от общего к частному и проверить «модную» теорию в контексте дизайна интерьеров.

«Современная мода — шведский стол. Каждый выбирает то, что подходит лично ему. И это касается всего, в том числе дизайна в интерьере», — уверена дизайнер Анна Дашина.


Тренды — это то, что делает дизайн современным и актуальным. В целом их можно разбить на две группы: первая — более глобальные и долгосрочные. Например, использование природных отделочных материалов, таких как натуральная древесина или камень, которые стали трендовыми благодаря теме экологии. Ко второй группе относятся краткосрочные тренды, которые рождаются спонтанно и держатся сезон-два. Как правило, они имеют определенную цикличность и тенденцию видоизменяться. Так, например, совсем недавно все дизайнерские выставки буквально взорвал терраццо. Но если в 2020 году популярными были нейтральные серые и бежевые оттенки, то в 2021-м уже популярны более выразительные цвета — терракот, глубокий серо-зеленый.

Вообще, любой тренд рождается не сам по себе, а как следствие работы чьей-то фантазии и желания не «быть как все», не действовать «по шаблону», а создавать свои индивидуальные проекты. Я говорю о дизайнерах интерьера и архитекторах.

Нужно ли гнаться за трендами — вопрос индивидуальный. В этой теме я стараюсь не навязывать свое мнение, но всегда обращаю внимание клиента на то, что, используя самые последние трендовые материалы, предметы мебели и декора, нельзя забывать об индивидуальности и уникальности дома, о комфорте и функциональности, о том, что жить в его доме — ему.

А должен ли дизайн интерьера быть обязательно модным или трендовым?

«Для меня как для психолога, — говорит Галина Кичина, — вопрос больше в том, зачем, с какой целью человеку нужен модный или трендовый дизайн?

Например, у Татьяны, молодой женщины, директора по персоналу, есть четкое представление о том, кто она такая, что ей нужно от своего жилья. Общаться с дизайнером она будет по личному запросу и включит модные элементы декора с легкостью, если они подходят ее внутреннему состоянию.

Есть другой тип людей, которые «втиснуты» в жесткие рамки ожиданий других людей. И у них будет другой запрос на моду и тренды в дизайне.
Марина, бухгалтер, 35 лет, не замужем. Она четко знает, что «все мужики — сволочи», потому что так с детства говорила мама. В своей квартире Марина может нарочито использовать тренды и модные направления дизайна как элемент вызова. Зато она докажет себе и другим, что «у нее все в порядке», и «модный дом» будет этим аргументом.
Есть третий тип людей, так называемые фрустрирующие личности. Они вообще не имеют представления о себе, о том, чего они хотят, кто они такие.

И такой человек без сопротивления примет любой проект от дизайнера: «самый модный», «в тренде», потому что не знает, чего хочет лично он. Но будет ли ему комфортно жить в модном доме — вопрос открытый.
Мода или функциональность?
Герман Черновол, дизайнер интерьеров застройщика «Меридиан», уверен, что, помимо моды, в интерьере существует огромное количество более актуальных задач.

«Сделать интерьер модным — это лишь малая часть всей работы. Но если все остальные задачи не будут правильно решены, «модность» (читай, «массовость») его уже не спасет. Здесь нужно учесть много разных нюансов: образ жизни заказчика, его вкусовые предпочтения по цвету и стилю и так далее. Безусловно, зная новые тенденции, нужно их вкраплять в общий образ интерьера, но точно не гнаться за трендами. Ключевая деятельность дизайнера — это создание микромира, визуально-функционального и эстетического образа во всех деталях. Например, в наших проектах нет стиля как такового, но есть цели и решения. И они всегда разные, потому что зависят от разных жизненных сценариев, но именно их проявление и результативность являются для нас отправной точкой. Мы не столько следим за тенденциями в интерьере, сколько следим за людьми, интересуемся тем, что происходит в их повседневной жизни».
Модный = типовой
Дмитрий Киверин, директор мебельной фабрики «Заречье», считает, что интерьер должен быть интересным и лучше «вне стиля и времени».

«А если он "модный" — значит, уже типовой, как у всех. Если подходить к этому вопросу критически, то очевидно, что человек, делающий себе интерьер «как у всех», расписывается в собственной безликости. По мне, следовать трендам скучно, потому что приходится идти туда же, куда идут все остальные. При выборе элементов я бы точно избегал "кричащих" и "ядовитых" оттенков в жилом помещении, а также всего, что будет создавать психическое напряжение. Если вы не можете определиться со стилем в интерьере — делегируйте эту задачу профессионалам, особенно, если речь идет о пространстве, где вы будете отдыхать и куда будете возвращаться после трудового дня. Опытный дизайнер не просто подскажет, какой стиль подойдет вам, а еще и сэкономит кучу нервов и денег на ремонте.
Как сделать модный дизайнерский интерьер самому

1. Изучить чужой опыт

Без насмотренности и понимания цели ничего не получится. За вдохновением идем в паблики, тематические сообщества и создаем доску в пинтерест, где будем сохранять все интересные идеи для интерьера. Собираем демо-материалы из понравившихся салонов и шоурумов, пропитываемся их эстетикой, комбинируем их друг с другом для понимания возможных комбинаций


2. Воспользоваться бесплатной консультацией дизайнеров (при покупке квартиры у застройщиков)

Дизайнеры крупных застройщиков с большой готовностью придут вам на помощь и поделятся профессиональными советами по поводу обустройства понравившихся квартир. Более того, многие застройщики на стадии проектирования разрабатывают дизайн интерьеров своих квартир.

3. Обратиться за рекомендациями и оценкой вашего проекта к дизайнерам-фрилансерам

Они помогут скорректировать вашу идею, указать на недостатки, предложить, при необходимости, альтернативные решения.

4. Воспользоваться услугами по комплектации

Если вы хотите внедрить в свой интерьер диван «вот с этой картинки», но не знаете, где найти предмет мечтаний, — поможет комплектатор. Обычно это входит в стоимость дизайн-проекта от студии, но при необходимости и возможности можно найти специалиста, который сможет оказать такие услуги.

5. Составить смету и сбалансировать бюджет

Стены в дорогущей штукатурке и «Hoffовская» мебель с распродажи шоурума не будут идеально соседствовать и органично смотреться. Решения по материалам и мебели должны быть примерно одного ценового сегмента и уровня качества. При этом сантехника, система отопления и кухонный гарнитур тоже должны быть хорошими.

6. Купить рулетку и малярный скотч

Хотите «примерить» свою идею на квартиру — разметьте с помощью нехитрых «помощников» на полу и стенах ту мебель, которую хотите поставить. А после расстановки оцените пользу и эргономику планировки. Не останавливайтесь на достигнутом — совершенствуйте свою картинку.

И в завершение советуем критически оценить все свои желания с действительностью, учесть особенности своего образа жизни. И не забудьте про синергию трех составляющих идеального интерьера: прочность, пользу и красоту!