«Я не в порядке, другие в порядке»: пять вопросов психологу о низкой самооценке

Очень многое про вашу самооценку может сказать зеркало, в котором вы разглядываете свое отражение (форму). Представьте, как вы любуетесь собой или, напротив, критикуете себя и делаете весьма субъективные суждения. Но, помимо оценки внешности, то же самое происходит и с содержанием — вашими внутренними характеристиками как личности.

У психологов существует негласное определение уровней оценки себя и окружающего мира. Они рождаются из следующих установок:


Самый идеальный вариант — это последний, а вот третий требует обязательного посещения специалиста для проработки всей личности с самого рождения. Для двух первых есть конкретные рекомендации для формирования стабильной самооценки.

Самостоятельно определить, какое у вас восприятие своего образа — не так просто. Беда в том, что провести анализ перед зеркалом, как с формой, не получится. Внутренний мир отражается в зеркале только образно, в реальности он скрыт от глаз. Поэтому обратимся к «текстовой психологии».

Прочитайте то, как описывает свое состояние человек с низкой (как он уверен) самооценкой, и если его слова вам знакомы, то наши последующие рекомендации для вас.

«Если ты человек с заниженной самооценкой, то наверняка считаешь, что ничего не можешь. У тебя ничего не получится (зачем пробовать, если и так знаешь, что не выйдет), не справишься, даже любимое хобби в итоге окажется чем-то сверхсложным, потому что в твоих глазах результат если не провал, то весьма посредственный, а все потому, что ты человек-неумеха.

И если что-то сказано плохое, причем не обязательно в твой адрес, ты примешь это на свой счет. В таком состоянии ты считаешь, что все негативное в мире происходит из-за тебя или чтобы доказать в очередной раз, какой ты плохой. Ну и при попытках искать позитивное в ситуациях и объяснять, что дело не в тебе, видишь лишь негатив, и чем дальше в разговоре, тем сильнее. В итоге чувствуешь себя вымотанным почти постоянно».

Наталья Филимонцева, педагог-психолог тюменского регионального центра «Семья»объяснила, что описанное выше состояние больше говорит о том, что человек, скорее всего, долгое время находился в неподдерживающей среде, там, где ему давали мало внимания, редко хвалили, практически не было эмоционального теплого контакта, возможно, он сталкивался с непринятием и отвержением.

Специалист предположила, что «наш герой» мог в детском возрасте часто пребывать в одиночестве, его успехи обесценивались, а также на него вешались разного рода «ярлыки»: криворукий, слабак, лентяй. Чтобы сохранить себя как ценность, его психика выработала стратегию ухода от всего: дел, отношений, разговоров.

Тем самым он отдалился и стал жить как улитка в домике, потому что удар теперь приходится не на него, а на стены «домика». И в итоге сформировалось защитное поведение: «У меня ничего не выходит — не трогайте меня». Далее давайте разберем самые частые вопросы о низкой самооценке.

Главный вопрос: как случается так, что человек становится настолько в себе неуверенным?

— Для начала давайте выясним, что такое уверенность, ведь ее каждый из нас трактует по-своему. По сути, это желание и мотивация что-либо делать и понимание, могу я действовать или нет. И осознанность этого выбора «могу — не могу» закладывается еще в детском возрасте к 2-3 годам, а в дальнейшем развивается. Но если родители вели с ребенком примерно такой диалог: «Ой, ты сейчас все неправильно наденешь, да еще и долго будешь это делать, давай лучше я сделаю». Таким поведением взрослый делает так, что у ребенка познавательная активность затухает.


Почему люди с низкой самооценкой склонны во всем винить себя?

 Вина — это социальное чувство. Это не эмоция, которая вспыхнет и пройдет. Чувство вины часто сопряжено со стыдом. Опять же вернемся в детство, когда, например, вас ругали за проступок, публично или весьма эмоционально пристыжали. В такой среде у вас могло сформироваться глубокое чувство вины, что вы делаете все неправильно.

С одной стороны, через процесс воспитания и взаимодействия со взрослым у ребенка формируются рамки и усваиваются социальные правила, нормы и ценности, но с другой стороны, если данной формы воспитания слишком много, то это может привести к формированию такого паттерна поведения, когда человек начинает себя осуждать даже в том случае, если его вины нет. Это чувство связано и с самооценкой, самоценностью и воспитанием, потому что формируется за счет социума.

Почему мы так боимся совершать ошибки? Ведь на них и учимся?

— Это напрямую связано с чувством вины и стыда, когда ребенок сталкивается с непростой ситуацией и запоминает чувства и реакции в этой ситуации, а в дальнейшем психика помнит эти эмоциональные следы и делает все для того, чтобы человек больше не сталкивался с подобной болью.

Таким образом, этот опыт способствует тому, что принимается решение лучше вообще ничего не делать и не начинать, чтобы в будущем избежать эмоциональной интоксикации.

Можно ли изменить (поднять) самооценку?

 Глагол «поднять» в случае с самооценкой не подходит. Давайте дадим другое определение. Вы можете направить свой фокус внимания на те качества, которые могут быть либо в дефиците, либо не способствуют вашему успеху. Можно развить в себе умение переводить эти качества в позитив. Здесь уместно вспомнить восточную мудрость: «Наши недостатки — это продолжение наших достоинств», а часто человек относится к ним весьма катастрофично: «Это конец, с этим жить нельзя».


Или приведем в пример человека необщительного: если мы посмотрим на это иначе, то наверняка увидим, что у него есть несколько друзей, с которыми он находится в тесном контакте, он увлечен больше хобби, изучает свой внутренний мир и поэтому уделяет мало времени коммуникациям.

Я хочу сказать, что замечать нужно не только свои достоинства, но и недостатки, однако воспринимать их надо как черты, особенности, которые тоже могут приносить успешность.

Бывает ли такое состояние, когда у человека очевидно заниженная самооценка, но при этом он уверен, что мир крутится вокруг него, чтобы доказать, какой он плохой?

 Здесь можно взять в пример школьников, которые своим агрессивным поведением заставляют взрослых и сверстников «крутиться» вокруг себя, и таким образом они привлекают к себе определенное внимание окружающих людей. Делают это для того, чтобы это внимание было направлено на них, так люди получают какую-то опору, чтобы не быть на периферии социума. Кстати, во взрослом возрасте подобное поведение часто проявляется у зависимых людей.

В завершение хотелось бы рекомендовать нашим читателям книгу Бориса Литвака «7 шагов к стабильной самооценке». В ней он настойчиво предлагает уходить от сравнительного анализа, используя только крайности «лучше» или «хуже». Литвак написал о самооценке так: 

«"Я" человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое "Я". Это позволяет ему быть более спокойным и практичным».

Психолог Наталья Филимонцева предложила не забывать про три важных шага на пути к стабильной самооценке. В первую очередь она обратилась к родителям, которым рекомендовала говорить детям, какие они, напоминать об их уникальности и хвалить ребенка прилагательными. Если уже с детства люди знают, какие они самостоятельные, инициативные, тогда эти установки будут включаться, когда того потребует ситуация.

Делать это нужно даже в негативных историях, взрослый все равно должен в диалоге разобрать, какие качества проявились. Например, важно знать, что та же агрессия нам позволяет заявить о себе, проявить себя и отстаивать свои интересы. Во взрослом возрасте важно замечать свои позитивные стороны, которые приводят к успеху, и каких качеств у вас дефицит.

Хвалить — замечать — искренне говорить — это главные постулаты для формирования стабильной самооценки. Если вы понимаете, что не справляетесь с такой саморегуляцией, не бойтесь обратиться к психологу, который научит смотреть на мир с разных сторон и покажет, как оценка повлияла на ваше настоящее. Через познание своего «Я» у вас появится выбор, что можно сделать, чтобы вы спокойно могли сказать: «Я принимаю себя».

В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.

Запись по телефонам: 8 (3452) 20-40-70 и 20-14-47