У психологов существует негласное определение уровней оценки себя и окружающего мира. Они рождаются из следующих установок:
Самый идеальный вариант — это последний, а вот третий требует обязательного посещения специалиста для проработки всей личности с самого рождения. Для двух первых есть конкретные рекомендации для формирования стабильной самооценки.
Самостоятельно определить, какое у вас восприятие своего образа — не так просто. Беда в том, что провести анализ перед зеркалом, как с формой, не получится. Внутренний мир отражается в зеркале только образно, в реальности он скрыт от глаз. Поэтому обратимся к «текстовой психологии».
Прочитайте то, как описывает свое состояние человек с низкой (как он уверен) самооценкой, и если его слова вам знакомы, то наши последующие рекомендации для вас.
«Если ты человек с заниженной самооценкой, то наверняка считаешь, что ничего не можешь. У тебя ничего не получится (зачем пробовать, если и так знаешь, что не выйдет), не справишься, даже любимое хобби в итоге окажется чем-то сверхсложным, потому что в твоих глазах результат если не провал, то весьма посредственный, а все потому, что ты человек-неумеха.
И если что-то сказано плохое, причем не обязательно в твой адрес, ты примешь это на свой счет. В таком состоянии ты считаешь, что все негативное в мире происходит из-за тебя или чтобы доказать в очередной раз, какой ты плохой. Ну и при попытках искать позитивное в ситуациях и объяснять, что дело не в тебе, видишь лишь негатив, и чем дальше в разговоре, тем сильнее. В итоге чувствуешь себя вымотанным почти постоянно».
Наталья Филимонцева, педагог-психолог тюменского регионального центра «Семья», объяснила, что описанное выше состояние больше говорит о том, что человек, скорее всего, долгое время находился в неподдерживающей среде, там, где ему давали мало внимания, редко хвалили, практически не было эмоционального теплого контакта, возможно, он сталкивался с непринятием и отвержением.
Специалист предположила, что «наш герой» мог в детском возрасте часто пребывать в одиночестве, его успехи обесценивались, а также на него вешались разного рода «ярлыки»: криворукий, слабак, лентяй. Чтобы сохранить себя как ценность, его психика выработала стратегию ухода от всего: дел, отношений, разговоров.
Тем самым он отдалился и стал жить как улитка в домике, потому что удар теперь приходится не на него, а на стены «домика». И в итоге сформировалось защитное поведение: «У меня ничего не выходит — не трогайте меня». Далее давайте разберем самые частые вопросы о низкой самооценке.
Главный вопрос: как случается так, что человек становится настолько в себе неуверенным?
— Для начала давайте выясним, что такое уверенность, ведь ее каждый из нас трактует по-своему. По сути, это желание и мотивация что-либо делать и понимание, могу я действовать или нет. И осознанность этого выбора «могу — не могу» закладывается еще в детском возрасте к 2-3 годам, а в дальнейшем развивается. Но если родители вели с ребенком примерно такой диалог: «Ой, ты сейчас все неправильно наденешь, да еще и долго будешь это делать, давай лучше я сделаю». Таким поведением взрослый делает так, что у ребенка познавательная активность затухает.
Почему люди с низкой самооценкой склонны во всем винить себя?
— Вина — это социальное чувство. Это не эмоция, которая вспыхнет и пройдет. Чувство вины часто сопряжено со стыдом. Опять же вернемся в детство, когда, например, вас ругали за проступок, публично или весьма эмоционально пристыжали. В такой среде у вас могло сформироваться глубокое чувство вины, что вы делаете все неправильно.
С одной стороны, через процесс воспитания и взаимодействия со взрослым у ребенка формируются рамки и усваиваются социальные правила, нормы и ценности, но с другой стороны, если данной формы воспитания слишком много, то это может привести к формированию такого паттерна поведения, когда человек начинает себя осуждать даже в том случае, если его вины нет. Это чувство связано и с самооценкой, самоценностью и воспитанием, потому что формируется за счет социума.
Почему мы так боимся совершать ошибки? Ведь на них и учимся?
— Это напрямую связано с чувством вины и стыда, когда ребенок сталкивается с непростой ситуацией и запоминает чувства и реакции в этой ситуации, а в дальнейшем психика помнит эти эмоциональные следы и делает все для того, чтобы человек больше не сталкивался с подобной болью.
Таким образом, этот опыт способствует тому, что принимается решение лучше вообще ничего не делать и не начинать, чтобы в будущем избежать эмоциональной интоксикации.
Можно ли изменить (поднять) самооценку?
— Глагол «поднять» в случае с самооценкой не подходит. Давайте дадим другое определение. Вы можете направить свой фокус внимания на те качества, которые могут быть либо в дефиците, либо не способствуют вашему успеху. Можно развить в себе умение переводить эти качества в позитив. Здесь уместно вспомнить восточную мудрость: «Наши недостатки — это продолжение наших достоинств», а часто человек относится к ним весьма катастрофично: «Это конец, с этим жить нельзя».
Или приведем в пример человека необщительного: если мы посмотрим на это иначе, то наверняка увидим, что у него есть несколько друзей, с которыми он находится в тесном контакте, он увлечен больше хобби, изучает свой внутренний мир и поэтому уделяет мало времени коммуникациям.
Я хочу сказать, что замечать нужно не только свои достоинства, но и недостатки, однако воспринимать их надо как черты, особенности, которые тоже могут приносить успешность.
Бывает ли такое состояние, когда у человека очевидно заниженная самооценка, но при этом он уверен, что мир крутится вокруг него, чтобы доказать, какой он плохой?
— Здесь можно взять в пример школьников, которые своим агрессивным поведением заставляют взрослых и сверстников «крутиться» вокруг себя, и таким образом они привлекают к себе определенное внимание окружающих людей. Делают это для того, чтобы это внимание было направлено на них, так люди получают какую-то опору, чтобы не быть на периферии социума. Кстати, во взрослом возрасте подобное поведение часто проявляется у зависимых людей.
В завершение хотелось бы рекомендовать нашим читателям книгу Бориса Литвака «7 шагов к стабильной самооценке». В ней он настойчиво предлагает уходить от сравнительного анализа, используя только крайности «лучше» или «хуже». Литвак написал о самооценке так:
Психолог Наталья Филимонцева предложила не забывать про три важных шага на пути к стабильной самооценке. В первую очередь она обратилась к родителям, которым рекомендовала говорить детям, какие они, напоминать об их уникальности и хвалить ребенка прилагательными. Если уже с детства люди знают, какие они самостоятельные, инициативные, тогда эти установки будут включаться, когда того потребует ситуация.«"Я" человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое "Я". Это позволяет ему быть более спокойным и практичным».
Делать это нужно даже в негативных историях, взрослый все равно должен в диалоге разобрать, какие качества проявились. Например, важно знать, что та же агрессия нам позволяет заявить о себе, проявить себя и отстаивать свои интересы. Во взрослом возрасте важно замечать свои позитивные стороны, которые приводят к успеху, и каких качеств у вас дефицит.
Хвалить — замечать — искренне говорить — это главные постулаты для формирования стабильной самооценки. Если вы понимаете, что не справляетесь с такой саморегуляцией, не бойтесь обратиться к психологу, который научит смотреть на мир с разных сторон и покажет, как оценка повлияла на ваше настоящее. Через познание своего «Я» у вас появится выбор, что можно сделать, чтобы вы спокойно могли сказать: «Я принимаю себя».
В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.
Запись по телефонам: 8 (3452) 20-40-70 и 20-14-47