Обзор сериала «Фандорин.Азазель»: «императорский киберпанк» и дореволюционный язык в 2023 году

В середине января онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» выпустил сериал о молодом сыщике «Фандорин.Азазель», заключительная серия которого выйдет 23 февраля. Мы изучили книгу Бориса Акунина, по которой был снят проект, и разобрались в плюсах и минусах нового шоу.  

Сюжет 

Он, как и в книге, рассказывает о первом деле одного из самых популярных российских сыщиков — Эраста Фандорина. Молодой письмовыводитель Сыскного отделения принимается раскрывать самоубийство студента в центре города, которое оказывается связано с преступной организацией под названием «Азазель».  

Для Фандорина это первое расследование, а для зрителя — первое знакомство с героем, который в последующих произведениях вырастет, а события, разворачивающиеся в «Азазеле», во многом повлияют на становление сыщика, роль которого исполнил Владислав Тирон. Отметим, что это не первая экранизация романа. В 2002 году вышел одноименный сериал с Ильей Носковым в главной роли. Тогда это было первое появление Эраста Фандорина на экране. Также были экранизированы книги «Турецкий гамбит» и «Статский советник». В них более взрослых версий Фандорина сыграли Егор Бероев и Олег Меньшиков. 

Возрастное ограничение: 16+

Актеры и персонажи

Роль Фандорина в новой экранизации досталась молодому российскому актеру Владиславу Тирону, для которого работа в проекте стала первым опытом участия в сериале в главной роли. Ранее зрители могли увидеть его в качестве помощника центрального героя в проекте «Триггер». Отметим, что на книжного Эраста Фандорина он мало похож.

«Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках», — именно так описывает Борис Акунин своего героя в романе «Азазель».

Единственное, что так или иначе роднит Владислава Тирона с «оригиналом», — голубые контактные линзы, которые ему пришлось носить во время съемок. Однако, несмотря на некоторые несоответствия внешности актера с книжным Эрастом, в роль он вжился достаточно хорошо. В его актерской игре можно проследить решительность и в то же время некоторые сомнения, которые преследуют юного сыщика. Это еще не тот взрослый и сознательный Фандорин, к которому привыкли читатели, но в нем уже видны зачатки будущего гения. 

Еще один ключевой персонаж романа — Иван Францевич Бриллинг, молодой статский советник из Петербурга (в сериале, соответственно, из Москвы), который становится начальником Фандорина. В проекте «Кинопоиска» его сыграл Сергей Горошко, известный по роли одного из центральных персонажей фильма «Майор Гром: Чумной доктор».

В книге Бриллинг имеет огромное влияние на Эраста Фандорина и выступает в качестве его наставника. У него юный сыщик учится дедуктивному методу, а также перенимает некоторые фишки, которые проносит с собой через всю жизнь. В романе взаимодействию Фандорина и Бриллинга уделяется достаточно внимания, однако в сериале Иван Францевич появляется буквально в нескольких моментах. Зритель не успевает к нему привыкнуть и не понимает, когда герои успели так сдружиться. Поэтому создается ощущение, что нам слишком многое не показали, и на экране изначально рассудительный, пусть и экспрессивный персонаж, может показаться непоследовательным. 

В качестве любовного интереса Фандорина и в книге, и в сериале выступает Елизавета фон Эверт-Колокольцева. Ее роль исполнила Мила Ершова, снявшаяся в сериале «Трудные подростки». С Лизой герой знакомится в ходе расследования, так как она является свидетелем самоубийства студента, произошедшего в самом начале произведения. В романе о ней говорится немного, а их отношения с Эрастом находятся будто бы в стороне от читателя, когда центр внимания смещен на расследование. 

В сериале же авторы сделали ее едва ли не компаньоном и помощником Фандорина в раскрытии преступления. Он докладывает ей о каждом открытии, советуется с ней и держит в курсе своего расследования. Возникает вопрос — почему? Не совсем понятно, с какой стати сыщик рассказывает едва знакомой девушке о каждом своем шаге. Вероятно, авторы сериала не смогли придумать, как еще можно сблизить этих героев.

Последним центральным лицом шоу становится император Николай III. В книге его, разумеется, не было, как и любого другого императора. Его сюжетная линия полностью прописана авторами сериала. Роль правителя современной Российской Империи досталась Максиму Матвееву, который как раз и играл начальника персонажа Владислава Тирона в сериале «Триггер».

В шоу «Кинопоиска» императора сделали нелепым и глуповатым человеком, который ставит собственные интересы выше интересов страны, которой правит. То он сбегает от охраны на сомнительные вечеринки, то появится на публике в компании любовницы. Ему будто бы наплевать на собственный статус и репутацию, хотя сам герой объясняет это тем, что он «тоже человек». Очевидно, что авторы сериала хотели показать его несчастным и уставшим от монарших забот человеком, но на экране он выглядит безвольным и не вызывающим сочувствия. Комичности его образу придает огромный лоб и слишком высокая линия роста волос.    

Различия с книгой и сценарий 

Одно из главных различий с романом — временной промежуток, в котором происходят события. В оригинальном романе действия разворачиваются в 1876 году в Москве. Авторы сериала перенесли героев в современный Петербург, однако сохранили царскую Россию. При этом в паре серий появляется персонаж по фамилии Ульянов. О нем говорят как о потомке человека, который лежит в мавзолее, но не в России, а в какой-то другой стране, что кажется достаточно забавной отсылкой. При этом он тоже революционер, который пытается подорвать репутацию императора вместе со своей арт-группировкой.

Помимо этого, в сериал введены дополнительные сюжетные линии, которые, вероятно, в последней серии будут связаны с основным сюжетом. Так, например, зрителям подробно показывают личную жизнь императора Николая III, его семейные проблемы и переживания насчет государственных вопросов. Также сценаристы закинули крючок про смерть отца главного героя. Согласно книге, отец Эраста Фандорина покончил с собой из-за карточных долгов, но в сериале, кажется, авторы пытаются намекнуть на криминальный характер его смерти.

В остальном сюжет «Фандорин.Азазель» так или иначе идет в ногу с событиями книги.  

Костюмы, декорации, антураж

Наблюдать за Российской империей в 2023 году достаточно интересно — сценаристы смогли сохранить антураж тех лет, включающий в себя дворцы, парадную форму и, разумеется, самого императора, который управляет страной. При этом добавлены различные технологические навороты, среди которых полицейские роботы-собаки, планшеты и капсульные комнаты. В одной из таких как раз и живет главный герой. Получился своеобразный «императорский киберпанк». 

При этом остаются вопросы к истории XX века в той вселенной. Так, например, в России не была проведена реформа русской орфографии в 1918 году, и все персонажи даже в мессенджерах общаются на дореволюционном языке с использованием буквы «ять» и твердого знака в конце слов. Почему-то вкупе с технологической оснащенностью того времени это смотрится нелепо, и возникает вопрос: неужели правительство не могло провести такую реформу без революции 1917 года? При том, что сама идея реформы появилась еще в 1911 году. 


Помимо этого, в сериале упоминается, что в Петербурге есть улица имени японского императора Хирохито, а вместо КНДР и Южной Кореи во вселенной проекта говорится об Объединенной Корее. 

Стоит отметить, что дворянские семьи остались жить в своих особняках и дворцах, но при этом идут в ногу со временем. Так, например, возлюбленная главного героя Елизавета фон Эверт-Колокольцева гуляет по богато обставленному дому в обычной одежде, а не в роскошном платье, в покоях императора Николая III стоит компьютер от Apple, а сам он играет на приставке в «самый зрелищный спорт в мире» — лапту.

Вывод

Сериал начался очень хорошо, но сюжетно просел к середине. Сценаристы вырывали фрагменты из книги, не связывая их друг с другом, поэтому к третьей-четвертой серии у зрителя, не знакомого с романом, могут возникнуть вопросы. Слишком много ненужных сюжетных линий — с императором и его страстями, с отцом Фандорина, который в сериале, судя по всему, вопреки книжному канону не покончил с собой, а был убит. Все это пока не складывается в цельную картинку, хотя до конца сезона осталась всего одна серия.

Несмотря на это, к пятому эпизоду события вновь начали набирать обороты, поэтому зрителей может ожидать вполне себе многообещающий финал. Есть, конечно, вопросы к мотивации и поступкам некоторых персонажей, но, может быть, потом нам станет все понятно.