«Ты продолжаешь работать 24/7»: молодые учителя о своем первом опыте работы в школе

В честь Дня учителя редакция Moi-portal.ru пообщалась с молодыми педагогами Тюменской области и выяснила, какие у них были ожидания в начале своего профессионального пути и какой оказалась работа на самом деле. С кем тяжелее всего найти общий язык: с родителями или детьми? Сколько часов в день учителя посвящают работе?

Профессия учителя древна, как и сам мир. Был пройден длинный путь от старейшины общины до работника школы, но всегда существовал человек, который передавал свои знания другим. Ежегодно высшие и средние образовательные учреждения выпускают тысячи молодых учителей, но далеко не все из них идут работать по специальности. Выпускников пугает размер заработной платы за часы, во много раз превышающие рабочий день, и большой объем бумажной работы. 

Еще весной четыре молодые девушки были студентками, а сейчас они уже работают в школах Тюменской области. Редакция Moi-portal.ru пообащалась с учителями и задала им вопросы о том, как прошел их первый рабочий месяц.

Айнур Баязитова мечтала о педагогической специальности с самого детства. Сейчас она работает учителем младших классов в две смены каждый день: в первом классе 37 детей, в третьем — 32.

«Нет четких рамок по времени, ты продолжаешь работать 24/7. Если говорить о бумажках (проверка тетрадей и заполнение документов), то ежедневно на это тратится не менее 7 часов. При подготовке интерактива для внеурочной деятельности с нуля я трачу еще 4 часа», — рассказала Айнур.

Виктория Куйбина выбрала педагогический путь, когда училась в старшей школе. Сейчас она работает с первым классом, в котором 19 человек. В школе Виктория проводит по 8 часов в день. У первого класса не так много занятий, поэтому уроки идут до 11 часов. С трех часов Виктория проводит кружки, с 16 до 18 ученики делают домашнее задание под присмотром педагога. После рабочего дня еще около двух часов уходит на подготовку к новому рабочему дню.

Ольга Шмелева выбрала педагогическое направление по своим баллам ЕГЭ. Все четыре года обучения она сомневалась в том, хочет ли идти в школу, но сейчас Ольга работает с четвертым классом, в котором 34 ученика. Рабочий день продолжается с 8:00 до 13:00 по расписанию уроков и внеурочных занятий. Проверка тетрадей и заполнение журналов занимает 2-3 часа. Еще пара часов уходит на подготовку к урокам на следующий день. 

Дарья Голубенко работает учителем русского языка и литературы в двух пятых классах, в каждом из которых по 33 ученика. В день у нее может стоять от 4 до 7 уроков. Рабочий день начинается в 8:00, и, чаще всего, в 15:00 Дарья уже дома. Девушка продолжила педагогическую династию, так как обе ее бабушки были учителями русского языка и литературы. В детстве она неоднократно помогала им проверять тетради.

«Подготовка к урокам отнимает разное количество времени, все зависит от сложности темы, моей заинтересованности в ней и форм работы на уроке. Тетради по русскому языку необходимо проверять каждый день — в моем случае их 66. Я уже “набила” руку, сразу вижу ошибки или неполное выполнение задания, так что проверка занимает час-полтора. Диктанты и сочинения проверяются намного дольше», — поделилась с редакцией Дарья.

За этот месяц Айнур убедилась в том, что учитель для многих родителей не является авторитетом. В одном из классов родители рады, что с ними работает такой молодой педагог. В другом к Айнур относятся с опаской, родители не уверены в ней и порой напрочь забывают о границах в общении.

Ольга отметила, что, помимо работы с детьми, есть очень много документов и журналов, которые нужно заполнять каждый день. Заниматься этим не сложно, но из-за их большого количества учителя не всегда укладываются в сроки сдачи. В работе для Ольги и Дарьи сложнее всего оказалось работать с детьми, которые тяжело воспринимают молодого и нового учителя.

«В моем классе родители хорошо относятся к молодому учителю. По крайней мере пока никаких претензий на этот счет не поступало. Думаю, они привыкли к молодым педагогам. Хочется верить, что дома про меня звучат уважительные речи», — отметила Ольга.

Виктория не встретила в школе больших проблем. Родители относятся к ней с уважением, несмотря на разницу в возрасте, дети ведут себя хорошо, а вот с руководством иногда возникают недопонимания. В работе Ольге нравится общаться с детьми и взрослыми людьми, применять знания на практике и наблюдать за результатами собственной работы. Сложнее всего приходится с ненормированностью рабочего дня. У учителя нет возможности отложить работу на завтра, потому что на следующий учебный день появляются новые задачи. По мнению молодого специалиста, в будни (и иногда на выходных) у учителя совсем нет времени на себя.

Айнур нравится, что сейчас есть «учителя-блогеры», которые готовы поделиться своим опытом в интернете, особенно в вопросах установления дисциплины в классе. В профессии она успешно применяет как новые методы и приемы, так и те, которые испытала на себе во время учебы в школе.

«Так вышло, что я работаю в школе, в которой училась сама. Многие мои учителя меня узнают и тепло встречают, подсказывают, поддерживают и помогают. У нас выстроена атмосфера поддержки и тепла друг к другу», — рассказала Айнур.

Дарье в работе нравится быть не просто учителем-предметником, но и человеком, к которому тянутся дети, чтобы поделиться личными переживаниями, получить совет. Особенно ей приятно видеть результат своей работы, когда даже троечники выполняют работу на «4» или «5». 

Из недостатков работы девушка может выделить то, что за драки и проступки класса всегда остается виноватым классный руководитель. Если акцентировать внимание на специфике предметов Дарьи, то к русскому языку ученики относятся серьезнее, зная, что это важный предмет и рано или поздно придется сдавать экзамен. А вот читать на литературе они не хотят, поэтому учителям приходится искать обходные пути — приемы, которые мотивируют их познакомиться с текстом произведения.

«Мне запомнилась фраза одного преподавателя: “Хотите быть хорошим учителем, будьте хорошим учеником”. Как мы можем просить чего-то от учеников, чему сами не соответствуем», — добавила Айнур.

Сейчас у учителей появилась новая отчетная документация, электронные журналы, «постановка» на питание. Изменился не только сам социум, но и отношение к преподавателям. Это не только пугает молодых педагогов, но и отвлекает их от главного вида деятельности. Однако даже это не пугает учителей, которые стремятся научить новому подрастающие поколения. Они создают будущее, которое если и не останется в книгах, то точно оставит свой след в душе учеников.