«Фильмы рушат стереотипы о Сибири»: организатор Makers of Siberia Film Festival о том, почему важно говорить о локальных творцах

В этом году проходит первый Всероссийский фестиваль Сибирского короткометражного кино. Редакция Moi-portal.ru пообщалась с организатором фестиваля Сергеем Мезеновым и выяснила, о чем чаще всего говорят сибиряки в своих фильмах и почему так важно рассказывать о творчестве локальных творцов.

Сергей Мезенов, главный редактор журнала «Мастера Сибири», кинокритик и организатор Фестиваля Сибирского кино, родился и вырос в городе Красноярск. Связать свою жизнь с журналистикой Сергей решил совершенно случайно. В студенческие годы, когда он обучался на преподавателя английского и немецкого языков, друзья принесли ему выпуск Красноярской газеты «Комок». В 2000 году он встретился с главным редактором издания и устроился к ним переводчиком. Постепенно помимо переводов он начал писать собственные материалы. После пяти лет работы журналистом в издании Makers of Siberia Сергей стал главным редактором в начале 2023 года. 

Сейчас вместе с небольшой командой единомышленников он реализует крупный Всероссийский проект — Makers of Siberia Film Festival. Это событие уникально тем, что там представлены кинокартины людей, проживающих в Сибири. Узнать больше о фестивале и зарегистрироваться на показы можно на официальном сайте Makers of Siberia Film Festival.  

IMG_2734-Enhanced-NR.jpg


Почему для творцов из Сибири нужно отдельное издание?


— В федеральных изданиях редко пишут о культурных проектах из Сибири. Для того, чтобы какой-то проект, театр, художник или музыкальный коллектив вошел в крупное федеральное издание, должно что-то произойти. Например, «Театр получил премию “Золотая маска”» или «Художник сделал большую выставку в московском музее “Гараж”». Сами по себе сибирские творцы, которые занимаются творчеством в локальном контексте, не являются «достаточно интересной» темой для внимания и изучения с точки зрения федеральных издательств и даже своих собственных СМИ. 

Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда городские издания, которые рассказывают обо всем, что происходит в каком-то городе, работают с широкой аудиторией и стараются говорить о тех вещах, которые принесут наибольшее количество просмотров, поэтому считается, что локальная культура не так интересна читателям.

Однажды я принимал участие в круглом столе, посвященном освящению локальной культуры в медиа. Я радостно рассказывал о том, что мы пишем о сибирских художниках из разных городов, которые благодаря этому начинают узнавать друг о друге, работать вместе и создавать общие проекты. Присутствовавший на том же круглом столе редактор городской газеты спросил меня, почему это должно быть для них интересно. Для них недостаточно самого факта, что эти люди являются участниками культурного пространства города. Необходимо прежде доказать свою интересность. 

Поэтому получается, что очень большой пласт локальной культуры остается без внимания. Когда мы, как специалисты, смотрим на этот пласт и видим, что он заслуживает интереса, мы пытаемся показывать местных творцов из разных городов: их работы, проекты и так далее. Наше издание видит большую насыщенную культурную среду, которая мало кому заметна. 

Например, у меня есть популярная рубрика обзоров сибирских музыкальных альбомов. Я сам занимаюсь поиском исполнителей для этих материалов. У меня есть специальная коллекция, где я отмечаю минимальное количество подписчиков в группе человека, которого я нашел и о котором рассказал. На данный момент это число — семь. Часто мы сталкиваемся со следующей ситуацией: когда мы о ком-то рассказываем, эти люди страшно удивляются, что о них знают. Им такое внимание очень приятно.


Какой у вас любимый фильм и почему?


— Я 12 лет проработал кинокритиком, поэтому, отвечая на подобный вопрос, любой представитель данной профессии может написать длинный трактат с 50 лучшими фильмами всех времен и народов. Я могу назвать три фильма, которые я пересматривал больше всего и чаще их кому-то рекомендовал. Фильм канадского режиссера Дэвида Кроненберга «История насилия», который в русском прокате шел под названием «Оправданная жестокость». Это серьезная драма, которая исследует корни насилия в человеке. Следующий фильм японского режиссера Кацухито Исии — «Вкус чая». Это абсурдистская комедия. Сюжет лиричный, в нем происходит много безумств. История охватывает несколько поколений одной семьи, в каждом из которых происходит что-то свое, удивительное и особенное. Третий фильм режиссера Кэтрин Бигелоу — «Странные дни».


Снимали ли вы сами кино? Если нет, то хотели бы снять и о чем?


— Я никогда не снимал сам кино. Единственное, что я делал в данном направлении, — это писал сценарий сам для себя, для души и так его и не закончил. Честно говоря, у меня нет такой идеи. Чем больше я общаюсь с авторами других фильмов и узнаю, каким образом они проходят все этапы реализации своих проектов, тем больше я понимаю, что для проведения этой организационной работы нужен специальный темперамент, горение своим проектом, которого мне не хватило бы. Я понимаю, что не смог бы пройти через все эти этапы. 

Voda, Zemlya i Provoda 2.jpg
Источник: Фильм «VODA ZEMLYA I PROVODA» режиссер Александр Пустынский


Какие у вас дальнейшие планы профессионального развития?


— Я связываю свои планы профессионального развития с деятельностью в «Мастерах Сибири» и продолжением изучения сибирской культуры: музыки, кино, искусства. В прошлом году я написал большую критическую статью о сибирской экспериментальной сцене, которая сложилась вокруг Кемерова, Томска и Новосибирска. Это было интервью с участниками, анализом того, как у них сложилась деятельность. Хочется продолжать говорить об этом на разных площадках и в разных форматах, в том числе в формате совместных проектов и больших исследований. 


Чем вы занимались в рамках Сибирского кинофестиваля?

 
— Легче сказать, чем я не занимался в рамках фестиваля. Приходилось брать на себя все возможные задачи. Я был участником отборочной комиссии, которая рассматривала заявки, поступающие на фестиваль, принимал непосредственное участие в формировании программы, которую мы демонстрируем на фестивале, подготавливал площадку, налаживал связь с участниками. В целом, как организатор фестиваля, просто выполнял все, что нужно. У нас не такая большая команда, поэтому все вопросы, которые возникают, мы распределяем между собой и решаем по мере сил и возможностей. 

Мы, как организаторы фестиваля, старались предоставить право оценки другим людям, у которых будет более профессиональный взгляд на то, что происходит в кинокартине. 


С какими трудностями вы столкнулись в процессе?


— Пока показы не прошли во всех шести городах, можно только догадываться о том, что нас ожидает дальше. Когда мы организовывали фестиваль и договаривались о сотрудничестве, мы часто сталкивались с вопросом «О каком контенте мы говорим?». Получалось, что мы сами еще не знали ответ на этот вопрос, и из-за этого некоторые партнерские отношения у нас не сложились. 

Когда мы подбирали фильмы для конкурсной программы, мы старались не ставить себе каких-то формальных ограничений в уровне профессионализма. Например, если этот фильм снят с опытной командой, в высоком качестве, то это хорошо, а если фильм сняли два человека на телефон, то мы не делали выбора в пользу первого фильма. Мы хотели сфокусироваться на идейном содержании, а каким образом все было воплощено с технической точки зрения — не так важно.

Мы хотели показать и профессиональное кино, и непрофессиональное. В итоге, когда пришло время собирать версии для показа в кинотеатрах, у кого-то просто не было фильма в высоком качестве. Если нам важно показать какие-то непрофессиональные работы, то мы их будем показывать в том виде, в котором они были сделаны. 


О чем чаще всего снимают кино жители Сибири?


— Мы совершенно точно смогли найти в тех 276 заявках, которые нам пришли из самых разных сибирских регионов, повторяющиеся мотивы. Одним из таких стала тема отъезда. Многие фильмы поднимают вопрос того, что люди уезжают из Сибири из-за невозможности реализовываться в родном городе. Во многих случаях эта проблема становилась центром сюжета. 

Было некоторое количество фильмов, в которых это «отсутствие» и «Сибирская пустота» становилась для героев фильмов способом пережить важную жизненную трансформацию. В нескольких сюжетах человек уезжал в никуда, попадал в удивительные условия, и это приводило его к осмыслению и пониманию следующих шагов в его собственной жизни.

Мне очень нравится фильм, который остался совсем без призов. Он называется «Сон почтальона», его сняли в городе Братске. Это как раз фильм, посвященный отъезду и расставанию. Мне всегда особенно приятно, когда у нас появляются работы из не очень больших городов, с которыми мы не так часто взаимодействуем.

Также мы выделили мотив взаимодействия поколений и представлений о том, как нужно жить. Происходит момент столкновения поколений: родителей и детей, бабушек-дедушек и внуков. Таких историй тоже было достаточно много. 

улица_свободы_2.jpg
Источник: Фильм «Улица свободы» режиссер Дарья Новикова


Как прошел Фестиваль Сибирского кино в Санкт-Петербурге?

 
— Показ фильмов в Санкт-Петербурге прошел замечательно. У нас был полный зал, люди смотрели с интересом. Зрители подходили к нам и благодарили за то, что мы привозим такие вещи. Мы получили также множество приятных комментариев и реакций в Интернете. 

Была и критика. Люди говорили, что такие фильмы нельзя показывать и никто не захочет поехать в Сибирь после увиденного. Тут я не согласен. У нас и не было задачи показать фильмы, которые могли бы мотивировать кого-то поехать в Сибирь. Мы хотели показать творчество локальных авторов. Если создатели снимают фильмы, которые не заточены на то, чтобы приглашать людей к себе, то мы ничего не можем на это сказать. Это их творчество и решение. Мы выбирали фильмы не с точки зрения туристической привлекательности, а с художественной точки зрения. 

Прекрасно, что есть так много мнений. Я рад, что фильмы приводят людей к диалогу. Мне запомнилась мысль одного из комментаторов о том, что фильмы не раскрывают особенности жизни в Сибири. Звучит так, словно люди хотели прийти на фестиваль кино и посмотреть материал в стиле National Geographic. Вот какой-то зверек идет по заснеженному лесу, а вот как прекрасна природа. У людей есть некоторые стереотипы, связанные с Сибирью, и они переносят их на творчество, которое там и делается. Наш фестиваль рушит стереотипы — и это круто. 


Планируется ли фестиваль в следующем году?


— Мы думали о шаге в два года. Это масштабный проект, который требует долгой и кропотливой работы, а нам надо и журнал выпускать, и другие проекты делать. В прошлом году у нас был конкурс для фотографов, в этом году — фестиваль кино. Возможно, мы вернемся к этой теме в 2025 году, но сложно планировать что-то настолько далеко. 

Насчет расширения географии показов мы уже сейчас получаем вопросы о том, почему мы выбрали именно эти шесть городов, а не какие-то другие. Запрос на показ шире, чем мы можем реализовать в этом году. В будущем мы будем это учитывать. 


Почему, на ваш взгляд, важно продолжать проводить этот фестиваль?


— Мы даем площадку для сибирских авторов, на которой они могут показать себя, свои взгляды и подходы, продемонстрировать целый художественный мир. Мы в целом задаемся вопросом, что такое сибирское кино, существует ли оно и что подразумевает под собой. Многие знают и помнят советское кино, снятое в Сибири, но, если копнуть поглубже, окажется, что эти ленты не были в полной мере сибирскими, потому что фильмы были сняты центральными студиями. Это были приезжие съемочные команды, актеры, сценаристы и режиссеры. Сибирь просто становилась местом действия.  

Мы как раз фокусируемся на том, чтобы кинокартины были созданы людьми, которые родились, выросли и продолжают жить в сибирских регионах. Мы видим, что диапазон их действий достаточно широк. Здесь есть и какие-то сложные, экспериментальные работы, которые вызывают неоднозначную реакцию, но есть и абсолютно прямолинейные, доступные, сюжетные и добрые вещи, какие-то пронзительные и душещипательные. 

Понятие сибирского кино, как мне кажется, после нашего фестиваля должно расшириться, стать больше. Для этого необходимо показывать существующий размах.

IMG_2453-Enhanced-NR.jpg

Помимо Санкт-Петербурга, бесплатные показы Сибирского кинофестиваля пройдут в Омске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Томске и Красноярске. Жители Тюмени смогут посетить фестиваль 4 и 5 ноября. В первый день, помимо показа конкурсной программы, состоится дискуссия с Сергеем Мезеновым и Дарьей Новиковой, участником фестиваля, режиссером фильма «Улица свободы», снятого в Тюмени. Узнать подробнее об этой кинокартине можно в нашем материале по ссылке

Показы пройдут в Мультицентре «Контора пароходства» (ул. 25-го Октября, 23А, стр. 1). Регистрация на фестиваль доступна по ссылке.