«Я вижу результат своей работы, и он мне нравится»: тюменский косплеер о выборе образов и первых конвентах в городе

Косплей с каждым годом завоевывает все больше популярности. Это подтверждается количеством тематических фестивалей, которые проходят по всему миру, а также тем, что крупные молодежные мероприятия, связанные с технологиями или творчеством, все реже обходятся без косплееров. Редакция Moi-portal.ru поговорила с Никой Горбачевой — организатором первых тематических мероприятий в Тюмени, мастером по крафту и профессиональным косплеером — о том, какой она прошла творческий путь и что для нее значит такое хобби.

Косплей подразумевает под собой не просто переодевание в персонажа, но и полное копирование его поведения, жестов. Зародился термин в первой половине XX века в США на научно-фантастическом конвенте, где участники переоделись в героев популярной тогда космооперы. Сейчас косплей известен по всему миру. Во множестве городов проходят фестивали, конкурсы и сходки среди поклонников данной культуры, которая с каждым годом становится популярнее. 

Ника Горбачева прошла длинный путь от первого самостоятельного костюма до гран-при на всероссийских мероприятиях и отборочных этапов на зарубежных конкурсах. Сейчас она является организатором тюменского фестиваля корейской культуры Hanadae, продолжает создавать костюмы и образы, используя различные техники, и проводит мастер-классы для желающих создать свой собственный образ.

Когда вы начали заниматься косплеем и какой костюм стал первым?

 
— Я начала заниматься косплеем в 2006 году. Тогда в городе была «Анимка» — место, где желающие могли собраться и обменяться мангой, дисками, мерчом. На тот момент никаких других мероприятий в Тюмени не было и мы решили организовать небольшую косплей-вечеринку на даче. Тогда я не совсем понимала, что надо делать, знала только, что косплей — это переодевание в какого-то персонажа. На тот момент мне очень нравился Тестамент из игры Guilty Gear. Я подумала, что его костюм не так сложно будет сшить. Для работы я взяла атласную ткань. Ей часто пользуются начинающие косплееры, потому что она не такая дорогая. 

Я думала, что мама сошьет мне костюм, но она только посадила меня перед швейной машинкой. С самым первым образом меня сразу кинули в бой. Так в моей семье принято: хочешь что-то сделать — учись. Поэтому я все осваивала самостоятельно. Тогда не было школ косплееров и Интернет был не так распространен, поэтому приходилось собирать информацию по крупицам.  

Я занималась либо по туториалам, либо где-то что-то подсматривала в книгах. По поводу электроники, которую используют в костюме, мне очень сильно повезло, паять меня научил папа, шить какие-то вещи — мама. Насчет всего крафта, который я сейчас делаю, например, доспехов, я беру все уже из Интернета. В наши дни есть вся необходимая информация, но ее настолько много, что очень тяжело выцепить нужную часть — ты тонешь в контенте. Не знаю, что из этого лучше, а что хуже. 

У меня было много переживаний с первым костюмом, но в целом я справилась с его пошивом. Мы выступили на нашей небольшой вечеринке, и друзья рассказали мне, что в Екатеринбурге будет крупное мероприятие. На тот момент я была студенткой и свою первую стипендию потратила на билет. Мы тогда приехали на «Азию Бриз», знакомиться с более масштабной историей косплея. 

Без-имени-1.jpg

Косплей для вас — это способ заработка или хобби?


— Когда-то начиналось все именно с хобби, но со временем мое увлечение стало приносить деньги. Однако до сих пор те костюмы, которые я делаю именно для себя, я считаю увлечением. Выход на сцену в костюме, который я сделала своими руками, приносит мне внутреннее удовольствие и радость. Я буквально вижу результат своих трудов, и он мне нравится. Сейчас, помимо работы над костюмами, я делаю бутафорию на заказ, работаю с театралами и просто с косплеерами из разных городов. 


Какой у вас самый любимый косплей? Какой вызывает противоречивые чувства?


— Наверное, у меня нет самого любимого костюма, я к каждому отношусь с особыми чувствами. Мне больше нравятся не сами мои костюмы, а силы и энергия, которую я в них вкладываю, новые технологии, которые я использую в работе и так далее. Поэтому мне больше нравится не сам костюм, а именно образ, который я создала, внешний вид и дефиле в совокупности. Если описывать симпатию так, то больше всех мне нравится мой образ Сильваны из игры Warcraft.  

Без-имени-2.jpg
Противоречивые чувства, наверное, у меня складываются так же. К таким можно отнести мои самые первые костюмы, которые я сшила в 2007-2008 годах. Был образ, который меня сильно огорчил, потому что мне пришлось тогда делать костюмы по одной корейской игре для всей команды, и на свой у меня оставалось очень мало времени, поэтому я его сделала не так хорошо, как хотелось бы. Масла в огонь подлили мои сокомандники, которые пошутили по поводу моего костюма. Я тогда очень сильно расстроилась. 


Какой косплей стал самым дорогим и какой занял больше всего времени? 


Самым дорогим стал один из последних костюмов по Лунаре из игры World of Warcraft. Это персонаж Дриады. Я потратила на нее более полугода, поскольку там была механика, отливка из эпоксидной смолы, разработка с электроникой и особый парик. Зато я могу сказать, что мои труды окупились, потому что мне было очень приятно смотреть на результат. 

photo_2023-11-03_13-13-14.jpg

Мы видели, что вы занимаетесь крафтом. Какие материалы вы для этого используете?

 
— Я — мастер-универсал. В своей работе использую разные материалы, такие как отливка из силикона и эпоксидной смолы. Мне интересно заниматься разными техниками: я шью, создаю детали для образов, немного парики укладываю. Основной материал, который я использую, называется Eva (прим. ред.: этиленвинилацетат (ЭВА) — это полимерное вещество, легкое и эластичное. В основе вспененные вещества и органический газ). Она легкая и из нее удобно делать, например, доспехи. Однако я очень люблю экспериментировать, поэтому работаю и с пластиком, и вообще со всем, что может попасть под руку. 

Моим первым крафтом стала коса, которая была частью моего первого косплея. Косу я сделала из пеноплэкса (прим. ред.: пеноплэкс — это материал, который используют для утепления поверхностей при строительстве и реконструкции жилых домов и общественных зданий) и стекловолокна с эпоксидной смолой. Тогда я читала информацию в каком-то иностранном источнике и узнала, как люди укрепляют пенопласт. Потом я начала экспериментировать с другими материалами. Где-то в ход пошел линолеум, но спустя время до меня дошел материал Eva. С ним очень легко и быстро работать.

Даете ли вы мастер-классы для начинающих косплееров?


— Да, я этим периодически занимаюсь. У меня есть знакомые ребята, которые периодически выигрывают гранты, и мы с ними работаем одной командой. Они закупают материалы, которые нам понадобятся, а потом мы вместе разрабатываем и проводим мастер-классы. Недавно было два урока, которые проводились в рамках гранта от конкурса проектов «Моя идея» и мультицентра «Моя территория». Также мы реализовывали президентский грант, проводя серию мастер-классов. 

В целом, я очень часто в своем паблике размещаю какие-то лайфхаки или видео с подсказками по крафту, потому что не всегда те косплееры, которые публикуют свои туториалы, рассказывают про нюансы. Создается красивая картинка, но, когда новички начинают работать, они порой портят материал из-за отсутствия пояснения к проблемным местам. Я стараюсь в своей группе делать записи с разъяснениями именно к таким случаям.  

photo_2023-11-03_14-41-54.jpg

Как подбираются образы? Вы ориентируетесь на свою внешность или на желание воплотить определенного героя?


— В косплее можно загримировать себя так, что никто вас не сможет узнать. Используются разные утяжки, чтобы создать подходящую фигуру, а также множество других техник, поэтому я особо никогда не ориентировалась на свою внешность. У меня есть определенные критерии к персонажам — если они западают в душу, то их я начинаю делать. 

Я никогда особо не занималась персонажами, которые сейчас на пике популярности. Например, появилась новая игра и все резко захотели сделать героя оттуда, потому что он у всех на слуху. Исключение я делаю только в том случае, если персонаж меня привлекает по моим критериям.

Герой должен быть сложный, в нем должно быть что-то интересное, своя изюминка, чтобы мне захотелось его сделать. Например, так произошло с Лунарой. Или, например, Вай из «Лиги легенд» — мне запомнились ее особые перчатки. Я хочу, чтобы каждый палец двигался, из рук шел пар и так далее. Вот как я выбираю: смотрю на сложность персонажа, изучаю его историю. Через эти факторы я окончательно влюбляюсь в образ и уже продумываю свое дефиле. Так что, в принципе, не ориентируюсь на внешность.


Как вы относитесь к косплеерам, которые покупают костюмы в Интернете?

 
— У меня нет какого-то негатива к людям, которые покупают костюмы в Интернете или у каких-то мастеров. Это будет очень лицемерно, потому что я тоже делаю их на заказ. Даже когда я оказываюсь на конкурсе и знаю, что этот человек купил свой костюм, а не сделал сам, то у меня также нет никакого предвзятого отношения к нему, потому что любой труд — это труд. Да, возможно, он сам не сделал этот костюм, но, может, у него просто не было времени. При этом он заработал деньги на него, что уже похвально. Когда я сижу в жюри, у меня никогда нет личного критерия на самостоятельное создание костюма. Я считаю очень странным, что жюри все равно занижает балл, даже если этого пункта нет в бланке оценки.

Такие костюмы могут спокойно претендовать на победу, если, например, условия в конкурсе не обусловлены тем, что человек должен был самостоятельно сделать образ. На большинстве иностранных конвентов есть четкое правило, что костюмы в конкурсе должны быть сделаны своими руками, но у нас, как правило, такого условия нет. К сожалению, тут уже все зависит от того, кто будет находиться в жюри.

«Единственное, о чем я прошу — пожалуйста, доработайте костюм. Погладьте его, сделайте посадку по своей фигуре, добавьте мелкие детали, которых может не хватать у купленных костюмов, но вы знаете, что они есть у оригинального образа. Если взять костюм с почты и впервые надеть его в гримерке, то вряд ли такой костюм что-то возьмет».


Какие самые значимые победы в конкурсах вы одерживали? 


— Я брала три гран-при. Два из них — Кубок России за конкурс косплея, который проходил в рамках киберспортивных соревнований. Еще я прошла в отборочный этап всемирного фестиваля, который проводился в Японии, со своим персонажем из аниме и манги One Piece, но, к сожалению, в сам финал я не смогла попасть. Однако такой результат для меня является очень значимым показателем того, что мои костюмы котируются не только в России или определенном регионе.

Один из значимых для меня моментов — это выход в финал Всероссийского конкурса на конвенте «Игромир». Судьи, ведущие и еще множество участников обсуждали мой костюм. Для меня это также является очень значимым показателем. 


Какой момент из начала карьеры косплеера стал для вас самым ярким? 


— Самым ярким моментом стало то время, когда я начала увлекаться косплеем по-серьезному. Как я рассказывала, первый костюм был сделан просто так, чтобы отдохнуть с друзьями. Я тогда не задумывалась о чем-то большем. Однако, когда посетила свое первое настоящее мероприятие — «Азию Бриз» в Екатеринбурге, я очень вдохновилась другими косплеерами. Я увидела крутых ребят в костюмах и все, меня затянуло. Как раз тот момент вдохновения стал для меня одним из самых ярких, когда я поняла, что хочу сделать так же круто. 

Несколько лет у меня не получалось занять какое-то место, я была на «скамейке запасных». Моя первая победа была на «Азии Бриз». Я была со своим косплеем, крафтом, со всем. После этого я уже начала понимать, что нужно идти дальше, например, в Москву или еще куда-то, развиваться. Это тоже один из ярких моментов.


Какие навыки вам помог развить косплей?


— Я научилась отливать из эпоксидки, лепить из пластилина, делать молды, работать с силиконом, электроникой, паяльниками — со всем, чем только можно.  Сейчас я очень активно прорабатываю свой навык работы с механикой, а также с 3D-печатью. В ближайшее время займусь Arduino (прим. ред.: Arduino — торговая марка аппаратно-программных средств построения и прототипирования простых систем, моделей и экспериментов). Очень хочется научиться вот именно работать с Arduino или с чем-то еще в сфере робототехники. 

В моей деятельности очень пригодился инженерный тип мышления. Я не знаю, откуда он у меня взялся, но еще в детстве, смотря на какие-то вещи, я рассуждала о том, что с ними можно сделать. Навык развился с помощью насмотренности на другие костюмы, туториалы. Он помог мне создать более сложные конструкции в своих костюмах. Еще мне нравится, когда заказчики подкидывают какие-то идеи, истории, когда есть возможность задуматься и развиваться дальше. 

photo_2023-11-03_15-02-01.jpg

Есть ли кто-то, кем вы восхищаетесь, на кого равняетесь в своем творчестве?


— Есть немецкая пара под ником Lighting Cosplay, их зовут Лора и Ральф. Они очень давно занимаются косплеем, используя множество технологий в своих работах. Я очень люблю наблюдать за их творчеством. Они приезжали в Россию на «ИгроМир» в 2019 году. К сожалению, Лора тогда заболела и приехал только Ральф, но я была очень счастлива с ним встретиться и сфотографироваться. 

На втором мест Kamui. Своими видео на YouTube она помогла развитию целой косплей-среды. Очень многие ребята подняли свой уровень благодаря ее урокам. 

Снимок экрана (47).png Источник: YouTube канал KamuiCosplay

Когда в Тюмени появилась культура косплеев, фестивалей? Как это все начиналось?


— Когда я съездила на «Азию Бриз», я задалась вопросом, почему в Тюмени ничего такого нет? Поэтому я провела свой первый фестиваль. Его сложно было назвать таковым, пришло всего 50 человек и костюмы у всех были простенькие, но это было вот то самое начало движения в городе. 

Первое мероприятие мы проводили в ДК «Антипино» в 2008-2009 году и еще несколько лет организовывали все именно там. Первый фестиваль, который прошел в черте города, был в «Космосе». На тот момент это было не театральное сообщество, а кинотеатр. Постепенно мероприятия становились все больше, появились направления, связанные с k-pop и танцами. Отдельно мы объединились с нашей корейской диаспорой и стали делать фестивали уже в другом направлении. 

В тот же период времени, в 2017-2018 году, я познакомилась с президентом Тюменской федерации по киберспорту Романом Чуйко. Я ему подкинула идею косплей-конвента в рамках Кубка по киберспорту. Я очень рада, что он тогда прислушался к моим словам, нашел ребят, и они уже дальше проработали эту историю. В Тюмени в рамках киберспортивных соревнований начали появляться конвенты, связанные именно с косплеерами, потому что это очень зрелищное направление. 

В какой-то период времени ребята, которые начинали ходить тогда на мои мероприятия в ДК «Антипино», потом в «Космосе», подросли и стали проводить собственные мероприятия. Например, есть «Божественный Ветер» и прекрасная Софи, которая организовывает свой Kitsune-con в Выставочном зале. Я очень горжусь ими, потому что вижу — движение в Тюмени растет и развивается. Это очень круто.


Изменилось ли отношение общества к вашему хобби за последние годы? 


— У меня, наверное, пример достаточно счастливой истории, потому что мне сильно повезло с родителями и моим окружением. Я никогда не слышала негатива в сторону моего увлечения. Когда я ходила в офис, моим коллегам тоже было очень интересно. Они с восхищением смотрели на фотографии, которые я показывала, и искренне за меня болели. Никто никогда мне не говорил, что я занимаюсь какой-то дуростью и надо идти готовить борщи, но я знаю, что, к сожалению, есть такая тенденция. Я думаю, это больше от незнания того, кто такие косплееры и чем занимаются. Существует информационная блокада, из-за которой люди что-то сами додумывают и вешают ярлыки. 

Сейчас я вижу, что, например, в той же Федерации компьютерного спорта, когда проходило большое мероприятие со свободным входом, было около четырех тысяч тюменцев. Ни один человек не подошел и не сказал плохого слова косплеерам. Все с радостью фотографировались, общались, поэтому я могу сказать, что да, отношение очень сильно изменилось, и это все благодаря тому, что косплей стали больше популяризировать, нести в массы и знакомить людей с этой культурой. Вот что касается Тюмени. 

По поводу Москвы и Санкт-Петербурга, там тоже ребята очень сильно развивают движение. Сейчас, как мне кажется, ни одно большое масштабное мероприятие не проходит без косплеера. Осенью проходило мероприятие, связанное с русскими разработчикам игр и приложений. Сами участники подняли вопрос, почему в рамках конвента нет ни одного конкурса косплееров. Пришлось организовать его в срочном порядке буквально за месяц. Потому что все прекрасно понимают, что косплееры — это очень значимая субкультура и движение. 

photo_2023-11-03_13-13-21.jpg

Как, по вашему мнению, изменился современный косплей-фандом по сравнению с тем, когда вы только начинали?



— Я сразу скажу, что очень сильно изменился. Это касается уровня костюмов. Если посмотреть на ребят, которые только начинают, то понятно, что они выбирают материалы подешевле. Обычно начинающим участникам около 13 лет, а у них не часто есть деньги. Такое поколение, в принципе, ничем не отличается от нас. Мы тоже начинали с дешевых образов «из шкафа», того, что есть дома. Но старшее поколение очень сильно изменилось в лучшую сторону, потому что сейчас появилось много информации, появились новые материалы, технологии, новые инструменты. И костюмы, которые раньше, например, вызывали вау-эффект, сейчас могут быть на уровне школы, так сказать.  

Сейчас, смотря на костюмы, в которых есть много технологий, можно понять, насколько вперед шагнул уровень косплея. К таким можно отнести Железного Человека или Трансформеров. Это все благодаря новым техникам и насмотренности, возможностей для которой сейчас стало больше. 


На что стоит обратить внимание начинающим косплеерам?


— Начинающий косплеер должен понимать четкую цель, которую преследует.  Целью может стать посещение фестивалей, общение, поиск новых друзей, желание хорошо провести время. Понимая такое направление для себя, люди делают определенные костюмы. Когда же человек ставит перед собой цель побеждать, то от этого он и должен отталкиваться. Уже понятно, что с простым костюмом ему не победить. Поэтому, если вы ставите перед собой цель, то лучше понимаете, что делать и от чего отталкиваться.

Самое важное, что я хотела бы сказать начинающим косплеерам — если у вас не получилось с первого раза, со второго и с третьего тоже может не получиться. Я — яркий пример такой ситуации, потому что сама очень долго шла к тому, чтобы занять хоть какое-то место. Это нормально — развиваться и идти по этому пути. Не надо огорчаться, кидаться обидными словами в победителей.

«Важно здраво смотреть на себя, других людей, которые победили и просто не бросать косплей. Не нужно загоняться и думать, что с вами что-то не так. Все с вами хорошо, просто для этого нужно больше времени и упорства».