«Конкуренция на рынке должна быть»: маркетолог сети «Суши-маркет» о подходе к работе и будущем общепита

На X Международном форуме «СУП» в Тюмени собрались успешные предприниматели и бизнес-деятели со всех уголков страны. Команда Moi-portal.ru пообщалась с маркетологом сетей «Суши-маркет» и «Лаваш» Анастасией Никитенко и узнала, как правильно: «ма́ркетинг» или «марке́тинг», с чего начинать развитие бренда и на какие Telegram-каналы подписаться.

Как у вас впечатления от участия в форуме «СУП» в качестве спикера? 

— Замечательно. Очень теплая аудитория, раскованная. Заметно, что аудитория из года в год повторяется, потому что каждый раз люди становятся общительнее, здороваются друг с другом. Очевидно, что люди видятся не в первый раз. Новички, конечно, тоже есть, но приятно, что люди возвращаются на форум. В прошлом году я была слушателем. Сегодня мне приходится делить сразу две роли — я и спикер, и слушатель. Конечно, это интереснее. Всегда стараюсь послушать лекции коллег из общепита. Мы вроде как все конкуренты, но тем не менее конкуренция — очень крутой фактор для развития рынка, поэтому мы друг друга знаем, прислушиваемся и общаемся между собой. 


Как правильно: «ма́ркетинг» или все же «марке́тинг»? 

— Есть шутка, что марке́тинг — это плохой ма́ркетинг. Изначально было «ма́ркетинг», но теперь слово русифицировалось и все говорят, как им удобно. Консерваторы все же считают, что правильно «ма́ркетинг». 


Что такое маркетинг?   

— Маркетинг — это комплекс мероприятий, который позволяет конкретному бренду или делу занять свою позицию в умах потребителей. Но это, наверное, слишком сложно звучит. Если вы пришли в магазин, чтобы купить какой-то конкретный товар целенаправленно, то будьте уверены, что на вас воздействовал маркетинг, даже если вы этого не осознаете. 


Как вы пришли в сферу маркетинга? 

— Я училась на специальность «Связи с общественностью и PR», поскольку это одна из немногих специальностей в направлении рекламы, где не нужны цифры вообще, потому что я в математике полный ноль. Но тем не менее в России маркетинг и связи с общественностью часто смешаны, поэтому в итоге работаю в маркетинге и с цифрами все же пришлось подружиться. 


С чего начать раскручивать свой продукт и на какие площадки лучше делать упор? 

— Чтобы раскрутить продукт и понять, где лучше это делать, нужно узнать продукт. В идеале начать с исследования рынка и понимания, какая потребность сейчас есть у общества и ваших потенциальных потребителей. Однако иногда сам продукт может быть настолько уникальным и новаторским, что общество само не знало, что оно в нем нуждалось. Цель маркетинга — найти места обитания своей целевой аудитории и зайти туда с конкретным предложением. Если говорить о диджитальных площадках, то, к сожалению, за последние полгода сузилось количество тех, на которых можно встретиться. Но «Одноклассники», «ВКонтакте», площадки «Яндекса» сегодня активно развиваются. Кстати, в «ОК» очень активная целевая аудитория, однако маркетологи с каждым годом становятся все моложе и сами не являются пользователями некоторых социальных сетей, поэтому незаслуженно их забывают. На самом деле «Одноклассники», Mail.ru, «Яндекс.Дзен» накачаны аудиторией и туда можно и нужно заходить. 


В своей работе вы используете референсы? Какими рекламными кампаниями вдохновляетесь? 

— Задача маркетолога — постоянно изучать, что происходит не только рядом с тобой, но и заглядывать куда-то дальше. Мы в плане общественного питания, конкретно нашей сети «Суши-маркет», ищем эстетическое вдохновение у ребят из Скандинавии. Например, датчане в рамках японской кухни делают прикольные вещи. Очень много мишленовских ресторанов находится именно в Копенгагене, и они в еде понимают очень хорошо. Могу сказать, что с точки зрения продвижения в диджитал в России все на хорошем уровне. Также рекомендую изучать новости на разных языках. Я состою в редколлегии Telegram-канала «#Фудтех». Мы как раз занимаемся мониторингом новостей на разных языках и выдаем краткую выжимку в этом канале. 


Изменился ли подход к работе в ковидное и постковидное время? 

— Ковиду я бы сказала спасибо, потому что он все-таки подтолкнул к развитию те сферы, которые не хотелось развивать очень быстро. Например, доставку. Давайте посмотрим, как люди привыкли к доставке за это время. Ты делегируешь все свои бытовые запросы ребятам, которые за деньги это сделают вместо тебя. И это в том числе касается доставки приготовленной еды. Мы эту сферу развивали еще до ковида, поэтому у нас просто случился хороший толчок заказов. В целом, больше ничего не изменилось. Единственное, что в последнее время пришлось пересмотреть площадки, на которых можно размещаться с рекламой, но к этому можно адаптироваться. Еще у тебя больше нет времени долго просчитывать какие-то шаги и рекламные кампании. Все запускается и останавливается по щелчку пальцев. Началось тестирование коротких гипотез. Ты закидываешь идею на определенную локацию, и если там дело пошло, то ты эту идею быстро масштабируешь. То есть сейчас нужно крутиться-вертеться гораздо быстрее, чем раньше, когда ты писал какие-то стратегии. Сейчас история про маркетинговую стратегию на несколько лет — это ерунда. Просто неработающий инструмент.


Повлияло ли закрытие иностранных сетей общепита на рост интереса к отечественным сетям? 

—  Да, когда был вопрос, будут ли работать дальше лидеры рынка общепита типа «Макдональдса», весь стритфуд ощутил хороший всплеск, и мы в том числе. Особенно в тех локациях, где наши точки находились рядом, по выручке и количеству транзакций мы хорошо скакнули. Что дальше будет, пока непонятно. Может, это реоткрытие под новым брендом вернет к ним гостей, потому что всем интересно, что же там открыли и такое же ли там все по качеству или нет. Но, мне кажется, в этом отношении сила бренда важнее и со временем какое-то падение продаж у конкурентов все-таки будет. Я, как маркетолог, считаю, что конкуренция на рынке должна быть. Потому что только в рамках конкуренции каждый бренд начинает себя развивать, искать новые пути, не тухнет и постоянно находится в боевом духе. Поэтому хотелось бы, чтобы сетей было больше. Не важно каких, российских или зарубежных. 


Какие планы дальше у сети «Суши-маркет»? 

— Вообще мы сейчас нацелены на развитие нашего второго бренда — шавермы «Лаваш», поскольку спрос на стритфуд все-таки существует и будет существовать. Наша философия заключается в том, чтобы сделать шаверму модным стритфудом. Мы стараемся избавиться от образа шавермы как какого-то ненадежного вокзального продукта. Нет, шаверма — это прикольный, крафтовый one hand продукт. Люди привыкают, что в одной руке у них еда, в другой — стаканчик кофе. Но, конечно, «Суши-маркет» тоже большая сеть, которая требует внимания и поддержки. Сейчас мы планируем больше работать с ассортиментом — это та короткая стратегия, которой мы будем придерживаться. Мы будем искать варианты разных меню. Возможно, делать региональные с упором на тот ценовой сегмент, на который люди рассчитывают, придя в нашу локацию. Больше будем смотреть на продукты, на фудкост и на особенности регионального рынка.


«Суши-маркет» и «Лаваш» — сети, которые есть в нескольких городах России. Как устроена работа отдела маркетинга в рамках такой обширной географии? 

— Наш головной офис находится в Омске. Там же находится отдел маркетинга. На местах локальным маркетингом занимаются управляющие торговых точек, но мы всегда в плотной связке в работе. Они консультируются с нами, уточняют, какие каналы коммуникации лучше подойдут в том или ином случае. Мы, в свою очередь, создаем стандартизированный инструмент, который помогает им в работе. Все макеты, свод нового меню, тактические операционные задачи лежат на нас, а именно ситуативные и региональные лежат на тех, кто работает в городах. Они наши глаза и уши, и они точно знают, какой билборд лучше взять, например. Это очень быстрая цепочка. У нас нет сложной иерархии и миллиарда служебных записок, чтобы какой-то момент согласовать. Мы стараемся сохранять простоту коммуникации. 


Кто обязательно должен быть в отделе маркетинга? 

— В нашем отделе есть один дизайнер, один интернет-маркетолог, SEO-специалист, специалист по рекламе и SMM-специалист. Это то, к чему мы пришли. У всех компаний разная специфика и разные задачи, но вот эти люди — наш необходимый минимум. 


Есть ли какая-то «универсальная настольная книга» маркетолога? 

— Лучше подписываться на несколько Telegram-каналов. Лично я читаю именно их. Книги на сегодняшний день, как мне кажется, больше идейная история. Мир ускоряется, изменения происходят быстро. Можно, конечно, читать Филипа Котлера, но заказывать на сегодняшний день книгу из Интернета о том, как быстро раскрутить аккаунт, бесполезно. Правила изменятся быстрее, чем эта книга до вас дойдет. Лучше черпать информацию от лидеров мнений в отношении маркетинга. Я читаю каналы «Русский маркетинг» и, естественно, «#Фудтех». И обязательно порталы для всех маркетологов — Adindex, Cossa и Sostav.ru


Какие советы можете дать начинающим маркетологам? 

— Желательно начать работать в той сфере, которая тебе самому интересна. Но, тем не менее, не нужно забывать, что хорошему маркетологу должно быть все равно, что продавать. Я имею в виду: продукт остается продуктом. Конечно, гораздо проще работать, когда ты сам являешься потребителем этого продукта, сам являешься клиентом. Но не стоит бояться идти в те направления, которые кажутся тебе очень-очень далекими. 


Вы работали на Заводе инновационных технологий. Расскажите, чем вы там занимались и чем работа там отличается от того, что вы делаете сейчас?

— Да, был такой период. Это называется промышленный маркетинг, работа в сфере B2B и B2G-коммуникаций. Для людей очень креативных, к которым я себя отношу, работа, наверное, сложновата в отношении того, что там не так много места для творчества. Все достаточно понятно, регламентировано, а работа с госзаказами и другими компаниями. Это больше место для репутационных и имиджевых историй, нежели для креативных. Я занималась организацией выставок. Мы часто путешествовали по стране, организовывали семинары, обучающие программы. То есть это не обычная сфера, где ты можешь прийти с точки зрения маркетинга к потенциальному заказчику. Здесь другой подход. Мы находили инженеров, проводили для них мероприятия, рассказывали, как мы изготавливаем оборудование, какие технологии используем. Мы пытались подружиться и дружили с этими инженерами, чтобы они дальше в своей работе, когда рисовали какие-то проекты, закладывали именно то оборудование, которое мы изготавливаем. Это достаточно интересные способы, но, на мой взгляд, маркетолог в сфере B2B более ограничен, чем в сфере B2C.


Если не общепит, то что? 

— Ритейл. Потому что в нем очень много направлений. Хотя то, чем мы сейчас занимаемся, это тоже частично ритейл, потому что тоже продажи. Может, магазины непродуктового ритейла, хотя я смотрю на то, что делает компания «Вкусвилл», и мне очень нравится тот продукт, который они выдают.