«Вы разочаруетесь и будете страдать»: сценарист «Мира! Дружбы! Жвачки!» о Студвесне и кинопроизводстве

Экспертом областного фестиваля «Студенческая весна» в этом году стал Александр Белов, креативный продюсер и сценарист популярных сериалов телеканала ТНТ. Мы узнали, как он оценивает уровень участников направления «Видео», чем ему запомнилось студенчество, зачем сценаристам нужен английский и чего зрителям ждать от нового сезона «Мир! Дружба! Жвачка!».

На областном фестивале «Студенческая весна» в качестве экспертов разных направлений выступает 61 человек, среди которых есть специально приглашенные из других городов России. Многие из них не первый год оценивают работы. Вам приходилось ранее бывать на этом фестивале?

— В роли эксперта я выступал множество раз, на «Студенческой весне» тоже приходилось бывать — в Ханты-Мансийске и Великом Новгороде. Помимо этих городов пока больше нигде не был. Не то чтобы это было основной моей деятельностью — быть экспертом на Студвесне.

Как вы оцениваете уровень тюменских участников направления «Видео»?

— Когда мы были в ХМАО в университете Югры с Сашей Вялых (прим. ред.: продюсер и сценарист, работал над проектами «ЧУМА!» (2020), «По колено» (2021), «Настя, соберись!» (2021)) и режиссером-сценаристом Дашей Лебедевой, у ребят был отдельный проект OKOLO VESNA, созданный специально для того, чтобы подготовиться к Студвесне. Мне кажется, участники там не до конца понимали, где они оказались. Поэтому я ехал в Тюмень с несколько настороженными ожиданиями, потому что мне казалось, что, может быть, все, что я буду рассказывать, будет не нужно, а надо говорить о каком-то малом формате — «Покажите, где кнопка на камере и куда ее направлять, чтобы было красиво». Но я был приятно удивлен. Вчера присутствовало много людей, которые разбираются по крайней мере в базовых вещах, интересуются кино или уже пробовали его снимать! Вчера один из ребят рассказывал, что у него не получается уместить свое творчество в форму короткого метра и ему хочется писать большие. То есть человек уже писал, как минимум, больше десяти страниц. Это классно.

Что вы посоветовали ему сделать?

— Я сказал пересмотреть прекрасные короткие метры, которые его трогают, и свою историю, понять, как работает короткометражный фильм и почему это всегда про какой-то один поворот истории. Еще я посоветовал ему попробовать снять первую сцену его фильма, потому что хорошая сцена — это маленькое кино-в-себе. Или вообще забить на короткометражки и заниматься тем, что действительно приносит удовольствие.


О чем важно помнить тюменцам, которые занимаются видеосъемкой и продюсированием?

— Мне трудно говорить про видеосъемку, так как в ней я не сильно разбираюсь, а в кино понимаю чуть больше. Мне кажется, надо искренне верить в то, что вы делаете, и заниматься тем, что любите, ведь это игра вдолгую. У вас должно хватить запала и эмоций для того, чтобы дойти до конца. Результат совершенно не важен, важен процесс. Награды, фестивали, показы фильмов и сериалов — это очень короткая история. Вы пробудете в ней пару дней или недель и не кайфанете так, как ожидали. Реальность будет гораздо более прозаичной, чем в ваших фантазиях, вы разочаруетесь и будете сильно страдать. Большую часть времени вы живете в процессе создания, придумывания, написания, съемки — это 70% жизни человека, занимающегося кино. Вот там и нужно быть счастливым.

Как стать сценаристом?

— Мы живем в классное, золотое время, когда доступный массив информации практически бесконечен. Есть куча бесплатных курсов и YouTube-каналов, которые дают какие-то базовые навыки и знания. Лет десять назад ничего этого еще не существовало — была просто пустыня, фронтир, Дикий Запад. Сейчас это все гораздо больше наполнено смыслами и возможностями. Еще какое-то время продлится бум платформ, которым нужны истории, и есть возможность запрыгнуть на подножку этого поезда. Нужно учиться, — в вузе или самостоятельно. Я тоже нигде не получил образования, занялся этим и подумал, что надо бы об этом больше знать. Учить английский тоже важно. Большинство самых передовых вещей происходит в Голливуде, там самая развитая киноиндустрия. Если вы хотите узнавать о них одновременно с людьми по ту сторону океана, нужно учить английский язык. Если хотите узнавать о них через год и быть постоянно на шаг позади — можно не учить.

Что сложнее: создавать свой проект или оценивать чужое творчество?

— Оценивать чужое. Это всегда какое-то балансирование между желанием сказать, что ты чувствуешь, и не ранить, не обидеть, не оттолкнуть творца. Мы смотрим на вещи через свою оптику, и мне что-то может не нравиться как человеку, даже если кому-то это пришлось по душе. Творчество — вопрос вкуса и субъективности, но при этом ты должен что-то оценить, сказать, попытаться помочь или посоветовать. И это непросто. Когда ты пишешь что-то, то предоставлен сам себе — сиди и придумывай. Ты — собственный критик. Это тоже непростая задача, но она гораздо легче.

На что вы будете обращать внимание, когда будете оценивать работы направления «Видео»?

— Чтобы у участников была внятная история и я почувствовал эмоцию, которую хотел передать автор. Если это случится, даже если я ничего не пойму в конечном итоге, но увижу, что там есть эта чистая эмоция, которую создатель хотел передать, и ее уловил, значит, все классно.


Каким вы были студентом, по какой специальности учились?

— Я был чудесным школьником, но ужасным студентом, потому что учился не там, где мне нужно было. Я получал образование юриста, но не закончил. Сейчас я могу посмотреть авторский договор сам, а не с помощью специалиста — на этом все. Никаким образом с юриспруденцией я больше не связан.

Чем вам запомнилось студенчество?

— У меня было черное длинное пальто. Это самое главное, что я помню из того периода. Сейчас я, конечно, прошел бы мимо самого себя и не поздоровался. Но тогда мне это казалось чем-то очень крутым.

В каких творческих конкурсах вы принимали участие, когда были студентом?

— Я играл в КВН и в музыкальной группе. Эти две деятельности потом очень много дали мне как сценаристу, потому что КВН — это про способность что-то быстро придумывать, постоянно генерировать новый контент, а музыка — о взаимодействии с чистой эмоцией. Мне кажется, это два таких «камертончика», которые меня настроили.

Креативный продюсер и сценарист в рамках одного проекта — это как?

— Креативный продюсер сопровождает проект в течение всей его жизни. Сценарист обычно что-то пишет, отдает, и после этого его отлучают от истории. В Good Story Media это не так: у нас даже самые начинающие сценаристы стараются сопровождать проект до конца. Просто креативный продюсер — это чуть больше возможностей влияния на процессы. Здесь ты придумываешь что-то, ищешь режиссера, чей творческий взгляд сможет реализовать придуманную тобой историю. Нанимаешь его, помогаешь собрать съемочную группу, поддерживаешь какое-то настроение на площадке, чтобы всем было в кайф снимать историю. Также ты следишь за тем, чтобы изначальный смысл в процессе не потерялся, все хорошо собралось на монтаже, и смотришь, чтобы все классно прорекламировали на телеканале.

Фото из социальных сетей Александра Белова. 

Почему все те, кто занимается кино, рано или поздно уезжают из регионов работать в Москву?

— Я уехал из Великого Новгорода, потому что не мог там заниматься кино, в городе нет развитого кинопроизводства. У нас, к сожалению, очень столицецентричная индустрия, практически все сосредоточено в Москве. Есть еще что-то в Петербурге, в отдельных регионах сейчас пытаются двигаться в этом направлении, и Тюмень — одна из них. В Екатеринбурге Женя Григорьев восстанавливает Свердловскую киностудию. По крайней мере, сегодня есть какие-то подвижки к тому, чтобы монополия столицы была разрушена. Нужно пробовать налаживать связи с более опытными игроками и искать себя.

Часто можно услышать мнение, что после N-го сезона стоило закрыть сериал, чтобы конец был логичным. Сталкиваетесь ли вы с этим как сценарист?

— Мне кажется, есть некое искажение оптики у зрителей, которых история удовлетворила, и они боятся, что ее испортят. Люди же присваивают себе историю — теперь это их любимый сериал, их история, их друзья-персонажи. Герои стали родными, вошли в жизнь, и человек не хочет, чтобы что-то изменилось и сломалось. «Вдруг они перестанут со мной дружить?» — вот так он думает. И я его понимаю. 

При этом если хотя бы часть зрителей понимала, как устроена киноиндустрия…. Я вот, например, очень большой фанат сериала «Офис» и полюбил его только в прошлом году, до этого не смотрел ни разу. Если вы дойдете до второго сезона, вас потом за уши от него не оттащишь. Они просуществовали девять сезонов и уже стали семьей. Возможно, кто-то скажет, что после ухода актера Стива Карелла надо было остановиться, прекратить. Но если посмотреть на это с оптики актеров и создателей — они семь лет прожили вместе в кайфе, в счастье. И разве вы не попытаетесь продлить это удовольствие еще на год? Не для того, чтобы заработать денег, а просто ради счастливого года, двух или трех лет жизни с друзьями. Это же классно! Но для меня и для Good Story Media первична история: если нам есть что рассказать, мы рассказываем.

В какой момент вы понимаете, что пора завершить историю?

— Например, идея второго сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» у нас возникла практически сразу после того, как мы закончили первый. Естественно, мы не думали, как закончили первый, что сейчас пойдем снимать сразу второй: нам сказали бы, что будет один сезон — окей, будет второй — отлично, его не закажут — ладно, мы все завершили, хоть и с небольшим клиффхэнгером. Когда мы сняли второй сезон, у нас не было идеи о том, как продолжать. И мы с моим соавтором Петей Внуковым разошлись, и каждый делал что-то свое. Потом мы встретились и подумали: «Что, если...?». Разогнались, и так появился третий сезон, который выйдет уже в мае. Стоит ли какие-то истории заканчивать? Да, может быть. Но какая разница? Кому решать? Мне кажется, никому, кроме людей, которые делают историю, им лучше видно. А там уже время рассудит, и, возможно, окажутся правы зрители.

Скоро выйдет 3-й сезон сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Расскажите, чего зрителям ждать от него?

— Это пушка. Можно ожидать разрыва сердечек, очень острых переживаний, невероятных ролей наших новых актеров. К нам в этом сезоне присоединился Женя Ткачук — не то чтобы вы увидели его новым в нашем проекте, он достаточно самобытный персонаж. Но органика Жени над каждым его героем, мне кажется, довлеет. Это какое-то суперновое зло, которого вы еще даже не видели. У нас появится Виктор Сухоруков — человек-зажигалка. Хотел бы я себя так чувствовать в 70 лет! Федя Федотов, театральный парень, настолько наполнил довольно непростого персонажа каким-то светлым теплом, что нам не пришлось придумывать ему никаких оправданий. И Саша Хромова — крутая девчонка.

Фото: PREMIER

С нетерпением будем ждать выхода третьего сезона. В вашей карьере есть еще один сериал, который тоже получил большую популярность. Во многом из-за харизмы Дмитрия Нагиева. Когда вы прописывали главного героя, вы это делали исключительно под этого артиста?

— Изначально героя писали не под него. Знаете, почему именно Фома? Потому что Николай Фоменко должен был сыграть эту роль, и персонажа писали под него. Не помню, что именно случилось: то ли он попробовал и ему не понравилось, то ли поняли, что не работает, как должно. Потом на пробы среди множества актеров — среди них даже чемпион UFC Олег Тактаров был — пришел Дмитрий Нагиев. И персонаж сел на него как влитой, что ему потом даже хотелось вылезть из этой роли, она его еще как преследовала, вы многого даже не знаете. Мне кажется, он так много отдал Фоме, а Фома — ему, что в какой-то момент они зажили симбиотической жизнью. И в этом нет ничего плохого.

Самый глупый вопрос сценаристу, который вы слышали?

— «Как попасть в кино?»

Три вещи, которые обязательно нужно учитывать начинающему сценаристу?

— Изучайте искусственный интеллект уже сейчас, это точно будет одним из инструментов сценариста так же, как клавиатура. Если вы не научитесь пользоваться им одним из первых, то точно будете в числе отстающих. Учите английский язык — это точно пригодится и лишним не будет. Вообще учите иностранные языки, они развивают мозг. Думайте в первую очередь об отношениях. Любите своих персонажей, не будьте выше — на самом деле они гораздо главнее, чем вы. Вы не Демиург, который фигурки переставляет на доске, вы самурай, который служит вымышленному персонажу, как своему лорду.