«Все в импровизации появляется из пустоты»: актер Антон Захарьин об импровизации в России

После появления «Импровизации» на ТНТ этот жанр в России начал стремительно развиваться. Сейчас почти в каждом городе есть свои импровизационные команды. О том, откуда взялся этот жанр, как он развивается и какие формы импровизации существуют, рассказал актер театра и кино, импровизатор, создатель и художественный руководитель театра импровизации «ВангОги» Антон Захарьин в интервью с Moi-portal.ru.

С чего начинается импровизация? Вы выходите на сцену и просто «цепляетесь» за что-то или перед выступлением в голове есть примерные наметки и заготовленные фразы?

— Из пустоты. Все берется из пустоты. Импровизация не должна рождаться в голове. Она мыслит, а тело и внутренняя энергия начинают существовать. Я выхожу на сцену, и от рук, от жестов, от позы начинает что-то откликаться. На своем выступлении я никогда не спешу говорить. Мне важно сначала войти в сцену, а там уже родиться и что-то почувствовать. Поэтому все в импровизации появляется только из пустоты. 

Однако, опять же, у каждого свое мышление. Кому-то проще идти от головы: он придумал, пошел и начал играть. Но у меня есть объяснение, почему не надо так делать — когда ты идешь от головы, твой партнер тоже может идти от нее. Представьте: две головы, в которых абсолютно разные мысли. Например, один представил себе, что он мороженщик, а другой — охотник на львов и перед ним лев. Они выходят на сцену. Один думает свою идею, другой — свою. Их идеи скрестятся, и одному придется принять идею другого, но мозг взорвется у обоих. 

В отечественной импровизации у артистов есть ориентир на западных комиков? 

— Импровизация — жанр, пришедший к нам из-за рубежа. Например, Whose Line Is It Anyway, Improvoganza — это все рассвет импровизационной комедии. Да, когда мы смотрели эти шоу, думали: «Вот они классно делают». Мы видели, как они включаются в процесс. Плюс у нас была своя тренировка с Женей Герайном. Мы понимали, что так выступать возможно. Однако подворовывать здесь не получится. Можно взять формат. Например, «Меняй», «Суфлеры» — все это иностранные форматы, но мы их взяли. Может быть, где-то шоу и катается по определенной схеме, но это, скорее, схема взаимодействия между актерами, внутренние шутки. Импровизация — это живое шоу, в котором ничего не повторяется дважды. 


Сейчас популярен жанр комедийной импровизации. Насколько распространены другие жанры и существуют ли они? 

— Как ни крути, импровизация — это все равно юмор. Вряд ли люди будут импровизировать трагедию или драму. Все равно в какой-то момент артисты расколются над какой-то шуткой друг друга. Импровизация — это изначально комедийный жанр. Просто есть длинная форма импровизации, где плотность юмора не такая большая, так как она растянута, например, на часовое действие. А во время игры короткой формы должно быть, к примеру, три шутки в минуту, как на ТНТ, чтобы люди смеялись. Если брать импровизацию команд, то там вообще одни шутки. Все формы имеют право быть, но у каждой из них определенный уровень популярности. Как в музыке, например, есть попса, рок и джаз. Так вот, импровизация — попса, команды — рок, а длинная форма — это джаз, и понятно, что у джаза публика меньше. И каждому артисту свое. Я участвовал в импровизации команд, но мне это не интересно. Да, может быть, это не самая сильная моя сторона, но внутри мне это не откликается. Мне интереснее создать целую историю, образ и сыграть спектакль. Поэтому разные жанры имеют свою публику, но везде есть юмор.

Можем ли мы говорить о том, что длинная форма тоже постепенно становится популярной?

— Парни задали тренд. Они снимают на YouTube «Импровизация. Истории» — это длинная форма. Но у нас как были небольшие полные залы пять лет назад, так они остались и сейчас. Так что не могу сказать, что это сказалось на популяризации в плюс нам. Но да, саму длинную форму это делает популярной. Я играл и то, и другое. В свое время мы с Мишей Ульяновым и Никитой Хохряковым еще задолго до появления «Импровизации» на ТНТ играли именно такую импровизацию со зрителями. То есть мы брали у зрителя какую-то их ситуацию и разыгрывали ее. Там ты зацикливаешься на том, что тебе нужно эту ситуацию «обсмешнить», но не двинув куда-то сюжет, серьезно изменив историю и героя. 


Следите за «Импровизацией. Команды»? 

—  Да… Ну, нет. Честно говоря, посмотрел один-два выпуска. Я слежу за командами на выступлениях, но не по телевизору. За девчонками из команды «Радостные» слежу, за «Синими», за Олей Митрофановой, с которой мы сделали школу импровизации. А сказать, что я смотрел хоть один финал или полуфинал — нет. Но смотрю результаты, кто куда проходит. 

В последнее время юмор строится на шутках ниже пояса. Этот тренд задают современные юмористы или зрители?   

— Если бы не было спроса, то не было бы предложения. Это неизменно на протяжении всей истории человека. Низкий, щекотливый юмор всегда вызывает больше интереса. От этого никуда не деться. Попса будет слушаться всегда и всеми. Моцарта в его время тоже слушали все, потому что он позволял понять свою музыку. Здесь все то же самое. Пока есть спрос на острый юмор, он будет самым популярным. Артистам тоже нравится так шутить, и они получают от этого удовольствие. И это кайфово. А кому-то не нравится шутить в таком ключе — это уже зависит от тех, кто на сцене. Люди хотят пошлости — это естественный запрос общества.