С чего начался Ваш профессиональный путь?
— Изначально я окончила Новосибирское театральное училище и работала актрисой. Позже я переехала в Санкт-Петербург. Тогда мои знакомые учились во ВГИКе и часто просили меня о помощи: написать сценарий к фильму или поучаствовать в съемках студенческой ленты. Собственно говоря, так все и началось — меня затянуло, и я поступила во ВГИК.
Какой была Ваша первая работа?
— Знаете, так получилось, что моя дипломная работа стала стартовым проектом в профессиональной карьере. «Красота, доброта, любота» назывался фильм. Я посвятила его своему мастеру из ВГИКа — Александру Кочеткову. В картине снялись Алена Арманд и ее ученица Мария. Девушки организовали общину «Любутка», которая стала спасением для больных детей. На фильм обратили внимание и вручили много призов. А поскольку эта работа была такой яркой, заметили и меня.
К слову, один из призов — финансирование следующего фильма, это позволило мне снять вторую картину. И так пошло, пошло, пошло… Я считаю, что в те годы мне достаточно повезло.
Фото: документальный фильм «Красота, доброта, любота»
Есть ли у Вас какая-то любимая работа из Вашей фильмографии?
— Я не могу так рассуждать. Я люблю все свои фильмы и стараюсь сделать так, чтобы ни одна из моих работ не стала проходной. Понимаете, это все равно что сказать: я люблю свою дочь, потому что она самая умная, а сына — потому что он самый красивый. Все мои фильмы и красивые, и умные, как мне кажется. В каждом из них есть часть меня.
Какой деятельности Вы отдаете предпочтение при создании фильмов?
— Я с удовольствием занимаюсь режиссурой. Мне нравится снимать кино и участвовать во всех процессах кинопроизводства: от замысла — до премьеры. Все этапы кинопроизводства очень трудные. Однако если ты любишь свое дело, то оно, конечно, стоит того, чтобы прикладывать к нему усилия.
В чем заключается особенность документального кино?
— При создании документального кино в большей степени ты принадлежишь сам себе: можешь чувствовать свой личный замысел, принимать самостоятельные решения и участвовать во всех процессах кинопроизводства. А игровое кино — это такая тяжелая махина, где все зависят друг от друга и на самом деле это довольно сложный рассказ. Но я не говорю, что документальное кино — лучше, а игровое — хуже, все жанры прекрасны.
Фото: Светлана Музыченко
Как создается сценарий для документального кино?
— В сфере документального кино «сценарий» — очень условное понятие, и чаще всего он рождается уже на монтажном столе. У режиссера есть замысел и понимание того, что он хочет сказать, но жизнь более непримиримый сценарист, она всегда вносит свои коррективы. Так, например, произошло с фильмом «Дайте мне победить». У нас был свой замысел, однако в первый съемочный день началась СВО, и все изменялось прямо на наших глазах. Поэтому смело можно сказать, что сценарий этого фильма написала сама жизнь.
Вы можете поделиться каким-то памятным или смешным случаем со съемочной площадки?
— На самом деле, это не смешно. Мы находимся в непростых условиях: не важно холод или жара — ты должен снимать. Недавно мы отсняли «Северный морской путь», и вы сами понимаете, как тяжело работать в климатических условиях Арктики. Я не знаю, откуда берется мнение, что на съемочной площадке всегда происходит что-то смешное. Это очень серьезная работа и очень серьезный труд.
Почему Вы решили снять документальный сериал «Северный морской путь»?
— Решение снять сериал было не только моим, оно стало коллективным желанием наших девушек — сценариста Мари Рено, продюсера Дарьи Быковой и генерального продюсера Марии Финкельштейн. А мне всегда хотелось рассказать про Север: почему людей так манит этот край, почему в нем так много героического и красивого. Мы рискнули и подали заявку в ИРИ (прим.ред.: Институт развития интернета), наш проект финансово поддержали. После этого мы сняли пять серий «Северного морского пути».
Фото: Светлана Музыченко
Как долго шли съемки сериала?
— Кино — это огромная подготовительная работа, весь съемочный процесс занял у нас два года. За это время мы собрали и провели порядка десяти экспедиций. После этого нас ждал долгий процесс постпродакшна.
«На этом все. Смотрите хорошее кино!»