Выбор решает. Как мы влияем на визуальную среду?

Симметрия – термин известный из курса геометрии в школе. Какое отношение он имеет к нашей действительности? И о том как симметрия связана с дизайном и нашим мышлением рассказал основатель дизайн-студии Лайтшоп  и спикер 21-ой лекции проекта CreativeMornings Александр Назаров.


Справка:
CreativeMornings – это бесплатные лекции, которые совмещены с завтраком. Подобные встречи проходят во многих городах мира. В Тюмени полезные утренние встречи проводят раз в месяц с июня 2017 года.

На двадцать первой лекции дизайнер и основатель дизайн-студии Лайтшоп Александр Назаров рассуждал о связи симметрии с действительностью. Студия Лайтшоп выполнила более 150 проектов по бренд-дизайну для компаний из Тюмени, Москвы, Арабских Эмиратов и Вьетнама. Среди крупных проектов Лайтшопа: бренд-концепция Тюменской области, Союз экстремальных видов спорта, Чемпионаты мира и Европы по биатлону и другие.


Главная цель Лайтшопа – изменение визуального окружающего мира. «Мы больше делаем не дизайн, а стараемся менять среду», – говорит Александр.

В студии Назаров больше времени уделяет стратегии компании и взаимодействию с клиентами, чем дизайну. Александр говорит, что изучает психотипы людей, взаимодействие с целевой аудиторией и как в принципе дизайн влияет на окружающий мир, и как каждый из нас этот мир меняет.

«CreativeMornings – это довольно личная история. Каждый спикер высказывает то, что у него внутри», - считает Александр.

 


Симметрия – это…
Симметрия – это одинаковое отображение двух пространств на одной плоскости. Так как в данном случае мы видим две плоскости симметричны к той черте, которая их разделяет. Мы в этом симметричном мире являемся некой историей, которая болтается в пространстве и всё время стремится к этому идеальному. Пытаемся отражаться от окружающего мира, мы его воспринимаем, считываем.

Скажу откуда все эти мысли. Когда ехал в машине с другом с тренировки, это было, наверное, 10 утра. И на перекрёстке два мужичка возраста тридцать плюс и они уже были пьяны. А время 10 утра. У них совершенно другая реальность. И в этот момент я переосмыслил пространство с точки зрения взаимодействия нас с ними. Мы едем в машине с тренировки на завтрак в кафе. Представляем, как будем пить кофе и есть вкусную еду. А у этих двух мужчин другая реальность, они по-другому видят дизайн, они иначе видят рестораны, и более того они вряд ли в них бывали. Но они живут в том же мире, что и мы: они в этом же пространстве, они слышат одни и те же вещи, но слышат их под иным углом, потому что у них степень восприятия разная. Это всё зависит от того, в какой семье они росли, из какого они города. Мы с ними находимся в двух параллельных реальностях, но в одной плоскости.

Знакомый всем пример. Говорим с кем-то из знакомых, друзей всё время пытаясь друг друга подгонять под одну и ту же реальность. Мы говорим: «А вот ну вот так, а сделай вот так». А человек говорит: «А я так не могу». И мы: «А почему он так не может? Странно же, должно же быть так». По факту не должно. Потому что у всех есть другие реальности. Мы мир рассматриваем с точки зрения симметрии, что как здесь у нас, так у них у других людей, но это совершенно не так.



О симметрии в моде и дизайне
Если мы говорим о дизайне, то при разработке, мы понимаем, для каких людей это делаем и что нужно этому человеку, поэтому досконально изучаем целевую аудиторию. Важно понять, как он себе ведёт, где он живёт, где он рос, как он питается, как он взаимодействует с миром. Без этого невозможно сделать дизайн для конкретного человека.

Симметрия – это некая сюрреалистичная игра, потому что мы берём общепринятые понятия и принципы. Банальный пример. Есть тренды моды и мы одеваемся согласно им. Видим, какие вещи продаются в магазинах, видим других людей, которые эти вещи покупают и сами подстраиваемся под тренды. Каждый из нас говорит, что он уникален, но каждый использует одни и те же инструменты.

Мы абсолютно симметричны со всеми, но при этом думаем, что мы уникальны. И сама загвоздка заключается в том, что мы говорим: «Я подберу одежду именно под себя, духи, визуальный образ», но мы выбираем одежду симметрично под любого другого человека, который также отображается в этом мире. Потому что всё для всех нас шьётся одинаково: изучили наши психотипы и реальность. С нами играют и это игра без выигрыша и конца.

Да, это осознание может вогнать в депрессию, потому что все внутренне стремятся к симметрии, к идеалу. Мы все говорим, что нужно чувствовать себя, свой организм и мир. А по факту мы подстраиваем себя в симметрию окружающего мира и продолжаем играть в игру, которую нам навязывают. Вырваться из этого круга невозможно. Но это не значит, что это плохо.


Симметрия – это хорошо?

Помните тезис о том, что сейчас информации потребляется в миллион раз больше, чем условно, 50 лет назад? Мы смотрим, анализируем, потребляем, работаем, учимся. При этом мы продолжаем быть симметричными, выбирая определённый путь, говорим, что сейчас поучимся здесь, пойдём в крутую дизайн-студию, выучимся и будем по факту уникальными. И при этом уникальными мы не будем, потому что основываемся на тех принципах и понятиях, которые изучили в ВУЗе, школе или другой среде.

Сама загвоздка в том, что уникальными быть практически невозможно. Да, существуют великие художники, чей стиль узнаваем будет узнаваем и через много лет. Да, это возможно и возможно в каждом из вас, но невозможно одновременно. Это тоже вгоняет в депрессию: понимание того, что ты никогда ничего не сможешь сделать уникального. И бодрит осознание, что когда-нибудь сможешь сделать что-то неадекватное и крутое. В этом и заключается парадокс. Изо всех сил стараемся быть адекватными по отношению к этому миру, а нужно просто расслабиться, выдохнуть и просто жить. У каждого своя реальность и она хороша для каждого из нас. Не так важна симметрия или асимметрия, а ценно присутствие в моменте. Мы можем рассуждать о будущем, а можем говорить о том, что здесь и сейчас – круто: слушать лекции, идти завтракать, с кем-то знакомиться и т.д.



Купил кофе – повлиял на визуальную картину города
Основной тезис – каждый из нас влияет на окружающую среду. Именно вы создаёте такую среду, не работодатели, не дизайнеры, потому что вы это потребляете. Вы заходите в детский центр со странным баннером, потому что вам лень поискать другой. Из-за нас эти баннеры вообще появляются, потому что мы их «потребляем», когда нет времени искать более достойный вариант.


Компания Reebok яркий пример того, как люди в США и европейских странах представляют себе женщину, какой они видят среду, в которой она живёт. Как там действительно понимают, что такое спорт, lifestyle. А тот кейс, который сделали в российском отделении компании – ужасен. К сожалению, эту рекламную компанию придумали для нас, для тех, кто живёт в России и это страшно.

Мы все можем влиять на окружающий мир, просто не потребляю то, что визуально портит наш окружающий мир.

P.S. С марта стартует проект CreativeHands – это прикладные мастер-классы от Creative Mornings, где можно будет, к примеру, научиться делать брошь своими руками или раскрасить джинсовку. Вся информация в группе «Моя территория»

Текст: Дарья Вехтева

Фото из официального аккаунта проекта