«Одноклассники, вы там еще живы?»: евангелист «ОК» о развитии соцсети и защите от нежелательного контента

Бытует мнение, что «Одноклассники» — площадка для людей возрастом 45+. Команда Moi-portal.ru пообщалась с Андреем Карповым, руководителем по развитию бизнеса и евангелистом «Одноклассников». Он рассказал об основной аудитории социальной сети, а также о том, кто такой «евангелист», как за 100 рублей приобрести клиента на 30 тысяч рублей и какие изменения планируются в «Одноклассниках».

Чем занимается евангелист в IT? Объясните простыми словами.

— Евангелист — это человек, который пропагандирует основные ценности продукта компании на широкую аудиторию. Он хорошо знаком с продуктом и действительно горит им, так что может передать свое отношение и любовь широкой аудитории. Термин вошел в обиход благодаря Стиву Джобсу и относится в основном к IT-компаниям. Евангелизм — это когда ты на полную отдаешься.

Как стать евангелистом?

— Как я говорил ранее, нужно любить продукт. Если говорить про IT, то здесь многие евангелисты — очень инициативные ребята. У нас во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» много ребят, которые попали сюда на работу просто потому, что были заряжены идеей и хотели что-то изменить. Таких людей замечают проектные команды и HR-специалисты, они очень ценятся в любой компании. Мне кажется, что стать евангелистом просто так не получится. Это больше история про то, что внутри человека — насколько он готов делиться своей верой в продукт с другими людьми.

Расскажите, как вы пришли в эту профессию?

— Первое, что помогло, это образование. Я закончил математический факультет в городе Иваново по специальности «Компьютерные науки». Второе — огромный интерес. Меня всегда очень привлекала IT-отрасль: я делал сайты, «кодил» на Python. Сначала попал в «Яндекс», где занимался сервисом «Яндекс.Пробки». Мне очень нравились картографические сервисы. Мой дедушка был пожарным, у нас дома всегда была огромная карта города, на которой я, маленький, ползал.

Потом из «Яндекса» я перешел во «ВКонтакте», потому что хотел развивать свои навыки, а последние три года работаю в «Одноклассниках». Это огромное удовольствие — быть причастным к такому масштабному проекту, которым пользуются миллионы людей.

Что вас привлекло в «Одноклассниках»? Почему решили перейти?

— В «Одноклассниках» появились новая должность и новое направление, посвященное развитию бизнеса. Меня пригласили занять и развивать его, поскольку у меня уже был релевантный опыт.

В чем особенность евангелиста «Одноклассников»?

— Я думаю, что особенностей нет. На самом деле, главное — способность убеждать и удивлять людей. Возьмем, например, мое выступление на форуме «СУП». Когда я вышел на сцену, очень многие смотрели на меня с предубеждением: «Ну, давай, расскажи про "Одноклассники". Ну что, вы там еще живы?». Спустя 30 минут своего рассказа, я заметил, как у людей загорелись глаза, они благодарили меня за информацию по итогам сессии и сказали, что скачали приложение и зарегистрировались в соцсети. Сломать это предубеждение и сказать что-то новое — основная особенность евангелиста.

Есть ли какие-то материалы, которые могут помочь погрузиться в работу евангелиста?

— Я думаю, нужно только «гореть» этим, и ты найдешь все, что надо. Мне кажется, этому нельзя научиться. Главное, чтобы желание узнать что-то новое было искренним. А потом ты уже и книги прочитаешь, и статьи подберешь, и фильмы посмотришь.

Как отразились пандемия и последние мировые события на социальной сети?

— В 2020 году всех закрыли и не оставалось делать ничего, кроме как потреблять контент из интернета. Тогда мы испытали невероятную нагрузку на инфраструктуру. То же самое произошло весной этого года. Опять был небывалый наплыв пользователей. Но при этом за эти два года, что существует коронавирус, изменилось отношение к соцсетям. Люди по-другому начали потреблять контент, стали чаще совершать покупки в интернете. И если раньше доля пользователей, которые делают покупки в Сети, была незначительной, то сейчас она составляет уже практически 90%.

За последнее время, рост аудитории «Одноклассников» не был взрывным, но, несомненно, у нас есть новые регистрации — в этом году по ним мы выросли на 35%. Также мы заметили, что пользователи, которые уже были с нами, стали больше времени проводить в «Одноклассниках».

Является ли мифом, что «Одноклассники» — соцсеть не для молодежи? Какая аудитория у вас сейчас?

— В «Одноклассниках» представлена вся Россия: все города, большие и малые, села и деревни. В топе по количеству активных пользователей Москва, Екатеринбург и Краснодар. Наш основной сегмент — 35–55 лет, эти пользователи самые активные и их больше всего в ежедневной аудитории «ОК». Но при этом у нас есть и более молодые сегменты. Вообще чаще всего в «ОК» регистрируются люди в возрасте 25-35 лет, но этой весной они стали еще и более активно проводить время в соцсети и чаще заходить.

Какие категории пользователей самые активные? Как вы считаете, с чем это связано?

— Основная аудитория от 35 до 55 лет — самая активная. Кроме того, у нее самая высокая покупательская способность. Это связано с историческим развитием соцсети. «ВКонтакте» начиналась как площадка для студентов. В «Одноклассниках» мы изначально привлекали более взрослую аудиторию, в возрасте где-то 25-40 лет. Тех, кто хотел найти своих одноклассников, друзей, сослуживцев или близких.

Какие инструменты для продвижения существуют сегодня для начинающих сообществ в «Одноклассниках»?

— Для малого бизнеса у нас есть рекламный кабинет. Это наш «бомбический» продукт, очень легкий и эффективный в использовании. Мы специально сделали его на базе технологий myTarget. Там буквально несколько настроек, но «под капотом» находятся мощные технологии, которые стараются показать рекламу заинтересованной аудитории. Это позволяет на несколько сотен рублей запустить рекламу за одну минуту: просто нажимаешь кнопку, платишь небольшую сумму и получаешь результат. Бизнесы, которые уже разобрались в том, как работают настройки, могут перейти в саму систему myTarget и работать там.

Что уникального предлагают «Одноклассники» для малого бизнеса?

— Помимо простых настроек и возможности запуска рекламы буквально в 1-2 клика, у нас также есть эксклюзивная для рунета аудитория — те, кто, условно, старше 45 лет. Благодаря нашим рекламным технологиям с ней очень легко взаимодействовать и, следовательно, получать продажи, покупки, лиды — все, что угодно. Кроме того, с помощью «ОК» можно охватить разную аудиторию буквально в любом регионе: хоть в большом городе, хоть в самой глубинке.

Давайте рассмотрим на примере. У меня небольшой бизнес: я занимаюсь ростовыми куклами. То есть надеваю костюм какого-то животного и иду поздравлять людей. У меня есть 10 тысяч, которые я решила потратить на рекламу в «Одноклассниках». Что мне делать?

— Самое главное, с чего нужно начать — это завести группу. Поскольку ростовые куклы — это бизнес, часто, не сиюминутный, то вам нужно оформить эту группу: заполнить описание, добавить фотографии, написать несколько постов о себе для того, чтобы люди могли узнать о вас и ваших услугах. Только после этого запускайте рекламу.

Похожий кейс — образование. У репетиторов продажа тоже не сиюминутная. С момента, когда пользователь заинтересовался услугой и до ее покупки проходит примерно месяц. Контент в группе нужно публиковать регулярно, чтобы люди не только подписались, но и помнили о вас благодаря постам в ленте. Это помогает сохранять аудиторию.

Какие ошибки в рекламе в «Одноклассниках» обычно совершают предприниматели?

— Основная ошибка — это когда люди пишут текст и размещают изображение, не думая о том, как это сообщение увидят пользователи. Надо понимать, что люди, когда заходят в «Одноклассники», приходят с простой целью — развлечься. Важно, чтобы рекламный контент не был слишком «рекламным». То есть он должен быть нативным и нести что-то одно: либо эмоцию, либо очевидную пользу, либо юмор. Часто предприниматели, когда пытаются рассказать о себе, пишут странный текст, из которого ничего непонятно. К пользователю нужно обращаться как к своему другу ли к партнеру, а текст должен быть ясным. Также в качестве изображения могут использоваться какие-то баннеры, картинки из Интернета, стоковые фотографии — это все не работает. Лучше сделать снимок самому, даже если будет некрасиво. Людям важна не красота, а возможность увидеть реальный товар или услугу.

Что должны учитывать предприниматели, запуская рекламу в «Одноклассниках»?

— Нужно учитывать специфику, помнить, что реклама должна органично встраиваться в ленту. Людей надо заинтересовать. Также старайтесь не копировать контент из других соцсетей, потому что пользователи его по-разному воспринимают. В «Одноклассниках» ценится реалистичность и искренность.

На форуме «СУП» вы проводили лабораторию по разбору кейсов. Какой кейс в вашей работе был самым интересным?

— Первый кейс — про ребят из Краснодара. У них была небольшая команда — буквально 2-3 человека, они занимались установкой входных дверей. Прежде чем запускать рекламу, они подумали, кто чаще заказывает их услуги? — люди старшего возраста; где? — в «Одноклассниках». Они запустили рекламу на нашей площадке и получили фантастические цифры. Ребята на 400 рублей получили 4 заказа примерно по 30 тысяч, то есть каждый из них обошелся им всего в 100 рублей. Один из парней, который занимался запуском рекламы, настолько прокачался в этом, что в итоге ушел из бизнеса и стал SMM-специалистом и таргетологом, который помогает малому бизнесу. Это как раз к вопросу про евангелизм: у него получилось, его это зарядило, и он стал дальше работать в этой сфере.

Другой кейс — репетитор по математике Артур Нигметов. Однажды он написал большой пост на несколько листов А4, в котором рассказал свою историю. Он выучился на математика, работал в разных местах, а потом понял, что хочет учить детей. После 30 лет Артур сменил профессию, открыл школу и стал учителем. А к тексту прикрепил симпатичную фотографию. И этот пост собрал 2 миллиона просмотров, 15 тысяч комментариев и 30 тысяч «классов». Он потратил совсем немного денег на эту рекламу, а дальше история стала вируситься. Люди писали, что человек просто взял и пришел к своей мечте. Этим постом он собрал очень много клиентов.

Мне всегда казалось, что если очень длинный текст, то его никто не читает. С чем связан успех Артура?

—  Его пост очень хорошо написан. Искренне, от души. Артур рассказал свою правдивую историю, и она нашла отклик у аудитории. Фальшь же всегда чувствуется. В «Одноклассниках» люди хорошо читают длинные тексты. На самом деле работает и короткий, и длинный контент — главное, чтобы он был интересным.

Планируются ли глобальные изменения в работе соцсети? Например, ее корректировка для привлечения другой аудитории, изменение дизайна, добавление новых функций? Если да, то как это может отразиться на работе рекламы в «Одноклассниках»?

— В этом году мы сделали глобальное изменение дизайна. Мы отказались от оранжевого цвета, сфокусировались на контенте и убрали лишнее. Обновление будет продолжаться: мы действуем поэтапно, смотрим, как люди реагируют на те или иные нововведения.  Наша цель — сделать так, чтобы наши пользователи проводили больше времени с «Одноклассниками», им нравился контент и ничего их не отвлекало.

Мы постоянно работаем над повышением защищенности, развитием приватности аккаунтов. Уже сейчас было запущено много алгоритмов, основанных на искусственном интеллекте. Они скрывают хейтспич из комментариев, блокируют контент 18+. К сожалению, многие девушки сталкиваются с тем, что мужчины отправляют им откровенные фотографии в личные сообщения. Мы с помощью этих алгоритмов сильно снизили количество нежелательного контента. Недавно даже выпустили интересное исследование про то, как мы побороли эту проблему.

Безопасность, приватность, качественный дизайн и фокус на контенте — то, чего мы хотим и что считаем важным для наших пользователей.


Как вы считаете, как может измениться соцсеть «Одноклассники» через 10 лет?

— Хороший вопрос. 10 лет — огромный срок. Если в начале 2000-х мы могли предположить, что будет через столько времени, то сейчас, в 2022 году, как будут развиваться технологии дальше — мне сложно представить, но я уверен, что будет очень интересно за этим наблюдать. Возможно, все пойдет в сторону VR-технологий, а, может быть, — в сторону мультивселенных. Мне кажется, мы находимся в той точке, из которой дальше может все, что угодно. Мы следим за всеми трендами. У нас есть замечательные проекты, связанные с AR-технологиями, когда мы подменяем на некоторых фотографиях лица. Но мне кажется, что сегодня ни одна соцсеть не скажет вам, как будет выглядеть через 10 лет.

Как вы думаете, будет ли по-другому выглядеть реклама через 10 лет?

— Я думаю, реклама останется, как есть. Но тренд будет на упрощение, что и сейчас мы видим. Вход в рекламу в Интернете еще лет 5-6 назад был очень сложным. Нужно было разобраться, прочитать, условно, 80 статей, посмотреть 20 часов видео. Сейчас мы двигаемся к тому, чтобы пользователь мог запустить рекламу за 1 минуту. Мы понимаем ценность времени предпринимателя. Все технологии, которые работают у нас сегодня, они направлены на то, чтобы пользователь заполнил страничку, а дальше мы запустили эту рекламу за него. От человека будет требоваться только минимальное вложение.

Какое напутственное слово начинающим евангелистам вы могли бы сказать?

— Сохраняйте огонь интереса, который у вас есть, он обязательно поможет вам в жизни. И не предавайте свои мечты.